Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - чернышевский николай гаврилович

Чернышевский николай гаврилович

(1828-1889), русский писатель, публицист, общественный деятель. Родился 12 июля 1828 в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После университета преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах "Современник" и "Отечественные записки".

В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности. В 1862 был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. В 1883 Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов.

Умер Чернышевский в Саратове 17 октября 1889. Чрезвычайно сильное влияние оказало на Чернышевского философское учение Л.Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. "Единственной философской системой, верной научному духу" называл Чернышевский учение одного из основоположников позитивизма О.

Конта. В то же время многое в учении Конта он не принимал и оценивал весьма критически (в частности, контовскую концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества). Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики непримиримой и радикальной.

У Фейербаха он особенно ценил именно такой подход. В фейербаховской критике гегелевской философии он видел образец решительного и последовательного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического немецкого идеализма (прежде всего Гегеля и Шеллинга) в сфере диалектики, в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития".

К основным философским трудам Чернышевского относятся Эстетические отношения искусства к действительности (1855); Антропологический принцип в философии (1860); Характер человеческого знания (1885). В.И.Ленин писал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Действительно, даже среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач.

Никакой "чистой науки" для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ".

Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению: скептицизм, дуализм и пр. Можно сказать, что и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы.

Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются начинается жизнь природы".

Столь же безапелляционно Чернышевский формулировал и суть своего понимания основ материалистической гносеологии: "Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние; а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет".

Моральная философия И.Бентама, родоначальника этики утилитаризма, была хорошо известна в России 19 в. Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма" дал своеобразную революционную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья.

Концепция "разумного эгоизма" оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для "разумной личности". "Новые люди" в его знаменитом романе Что делать? осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как "удовольствие".

Обращение Чернышевского к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В своей эстетике, в отношении к искусству мыслитель-революционер руководствовался теми же общими принципами. "Искусство для искусства, утверждал он, мысль такая же странная в наше время, как "богатство для богатства", "наука для науки" и т.

д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку.., искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие".

ЛИТЕРАТУРА

Котляревский Н. Очерки из истории общественного настроения 60-х гг. Н.Г.Чернышевский и новая вера в философском одеянии. Вестник Европы, 1912, дек.

Стеклов Ю.М. Н.Г.Чернышевский. Его жизнь и деятельность, 2-е изд. М. Л., 1928 Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-15. М., 1939-1953 Н.Г.Чернышевский в воспоминаниях современников. М., 1982 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чернышевский николай гаврилович
Значение слова чернышевский николай гаврилович
Что означает чернышевский николай гаврилович
Толкование слова чернышевский николай гаврилович
Определение термина чернышевский николай гаврилович
chernyshevskiy nikolay gavrilovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины