Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - дун-цзин

Дун-цзин

"Движение покой". Терминологическое выражение философской дихотомии. Впервые она встречается в Дао дэ цзине (4 в. до н.э.), где "движением (подвижностью, действием дун) дао" объявлена "возвратность" (фань), подразумевающая цикличность любых мировых процессов, которые ведут к их собственному "истоку". Каждое "возвращение (фу) к корню" равнозначно состоянию "покоя" ("спокойствия, невозмутимости" цзин2) и является "восстановлением (возвращением фу, т.е. реализацией) предопределения (мин1)". В Си цы чжуани (4 в. до н.э.), главном философском комментарии к основному корпусу Чжоу и, "движение" выступает аналогом частных "изменений" (бянь), заключенных в условном пространстве "вытесняющих (подталкивающих туй) друг друга" противоположных свойств "жесткости" (ган) и "мягкости" (жоу); акцентируется имманентность "движения" "предопределению/жизненности" первое непосредственно заключено во втором.

Уже в протодаосских текстах 4-2 вв. до н.э. начинает проявляться идея первичности или главенства "покоя" по отношению к "движению". В Дао дэ цзине "покой" толкуется как "господин стремительности", т.е. начало, от которого зависит выражение его противоположности. Согласно Хуайнань-цзы (2 в. до н.э.), "человек от рождения пребывает в покое", выступающем исходным атрибутом человеческой "природы" (син1), на котором строятся все другие качества.

Согласно учению представителя философского направления сюань сюэ Ван Би (3 в.), акцентировавшего онтологическую первичность "отсутствия/небытия", "наличие/бытие" возникает из "пустоты" (сюй) так же, как "движение" берет начало в "покое". Остановка "движения" означает состояние "покоя", который вместе с тем "не противостоит движению", как бы потенциально его содержит.

Буддист Сэнчжао (конец 4 начало 5 в.) постулировал тяготение любого "движения" к "покою" исходному состоянию, атрибутом которого является "постоянство" чан2. Таким образом, "покою" впервые в китайской мысли отчетливо вменено качество, в классической китайской философии считающееся атрибутом дао.

Онтологическая первичность "покоя" в той или иной степени признавалась большинством крупнейших мыслителей-неоконфуцианцев. Чжан Цзай (11 в.) сформулировал тезис "движение не приходит извне" (дун фэй цзы вай); причина "коловращения вещей" изначально присутствует в мироздании в виде внутр. "импульса" (цзи1): само "движение" содержится в "покое" и потенциально безгранично.

Чжоу Дуньи (11 в.) усматривал в "движении Великого предела (тай цзи)" причину рождения силы ян1, а в "покое Великого предела" порождающее начало инь1. "Покой" и "движение" "корни" друг друга; доходя до предела, они последовательно сменяют друг друга. Как атрибуты "вещи" (у3) они взаимоисключающи: "покой" соотнесен с "отсутствием/небытием" (у1, см.

Ю-у) и "безмятежностью [[сознания и психики]]", а "движение с "наличием/бытием" (ю) и "пробужденностью сознания", "осознаванием" (цзюэ). Вместе с тем в сфере собственно сознания и психики эта антиномия утрачивает прямой смысл: атрибутами "духа" (шэнь1) являются "движение, заключающееся в отсутствии движения", и "покой, заключающийся в отсутствии покоя".

Положение Хуайнань-цзы об исходном "покое", в котором пребывает изначальное "природа" человека, преобразовано Чжоу Дуньи в принцип "главенства покоя" (чжу цзин), подразумевающий упор на медитативную отрешенность в практике умственного совершенствования. Главный создатель "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) отождествил "Великий предел" со структурообразующим началом "принципом" (ли1), содержащим в себе "движение и покой".

Они соотносятся друг с другом как "тело/субстанция функция/акциденция" (ти юн), неразделимые в "небесном принципе" (тянь ли); "Покой это тело Великого предела, движение функция Великого предела", "Движение" не устраняет "покоя". Покой может быть просто неразличим, так же как "движение" в состоянии "покоя".

Медитативная практика "подвижничества" (гунфу), по Чжу Си, предусматривает такое "проникновение в покой и движение", когда "основой" (бэнь) становится "покой". У Ван Янмина (конец 15 начало 16 в.) понятие "покой" сопряжено с "принципом" и представлением о деонтологическом "высшем благе" (цзи шань), а "движение" с "пневмой" (ци1) и наличием соотносительных добра и зла.

Причем высшая реальность, в качестве которой выступает "первосущность благосмыслия" врожденного интуитивного знания, лишена и "движения", и "покоя". Как и Чжу Си, Ван Янмин соотносил "покой" с "субстанцией", а "движение" с "функцией", тем самым отдавая приоритет "покою". Оспаривая тезис Чжоу Дуньи о противоположности "покоя" и "движения", Ван Янмин в то же время продолжил мысль Чжоу Дуньи о познавательно-чувственной сфере, в которой противопоставление "движения" и "покоя" утрачивает смысл. Он отрицал связь "покоя" с "отсутствием/небытием", "движения" с "наличием/бытием" и соотносил "покой" с постоянной "пробужденностью сознания" (цзюэ) и "реагентностью" (ин), т.

е. готовностью к реакции на объект (вещь, явление, мысль, эмоцию и т.п.), а "движение" со "стабилизацией [[сознания]]" (дин) и "безмятежностью (цзин4). Не Бао, ученик Ван Янмина, подчеркивал необходимость "главенства покоя" для "овладения движением Поднебесной" проникновения внутрь сокровенных движущих сил Вселенной. Мыслитель-материалист Ван Чуаньшань (17 в.

) в противоположность большинству ведущих философов-неоконфуцианцев отдавал приоритет "движению", характеризуя его как "основу Великой пустоты", а сами "движение и покой" связывал с взаимодействием субстантивированных сил инь ян: "Предел движения есть покой, предел покоя есть движение... [[где]] есть движение [[там]] появляется покой, [[где]] есть покой [[туда]] возвращается движение, покой уже содержит [[в себе]] круговое движение, движение не отбрасывает покоя".

Категории "движение" и "покой" продолжают играть существенную роль в теории традиционной китайской медицины и особенно психофизиологического тренинга, где они применяются для описания физических, физиологических и психических процессов и состояний.

ЛИТЕРАТУРА

Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII в.

Ван Чуаньшаня. М., 1976 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дун-цзин
Значение слова дун-цзин
Что означает дун-цзин
Толкование слова дун-цзин
Определение термина дун-цзин
dunczin это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины