Энциклопедия Кольера - египет древний
Египет древний
ВЕЛИКИЙ СФИНКС в Гизе, датируется III тысячелетием до н. э.Нил. Жизнь в Египте всегда была сосредоточена вокруг реки Нил. Полноводное, но извилистое русло этой реки берет начало в Эфиопии и Экваториальной Африке и пролегает между высокими песчаниковыми, гранитными и известняковыми берегами. В районе современного Каира оно разделяется на несколько ветвей, образуя веерообразную дельту при впадении в Средиземное море. Узкая долина, заключенная между скалами, и составляет территорию собственно Египта. Это равнина, затапливаемая во время ежегодных разливов Нила, которые до сооружения в 1902 Асуанской плотины регулярно, а в некоторые годы с избыточностью увлажняли и удобряли окрестные поля. Одновременно Нил являлся для египтян и главным водным путем, плавания на первых судах осуществлялись вверх и вниз по течению. Чужестранцы могли попадать в Египет с севера, но в целом богатая и привлекательная полоса земли вдоль русла Нила была почти изолирована от остального мира. Даже от южных областей она была отрезана непроходимыми порогами. Это обстоятельство позволяет объяснить наличие в египетском языке семитских и хамитских элементов, причем и тот и другой, по-видимому, были принесены в страну с севера. Семитский язык проник сюда в глубокой древности из Западной Азии через область Дельты (или по древнему пути, пролегающему по Вади-Хаммамати и ведущему с юго-востока, от современной Кены, к Красному морю), а хамитский был принесен североафриканскими аборигенами из пустынного нагорья. Тогда, как и теперь, пустыня была заселена очень мало, и территория Древнего Египта даже в большей степени, чем сегодня, была ограничена долиной Нила, областью Дельты, немногочисленными опорными постами в оазисах и отдельными рудниками и шахтами. Об отдаленной эпохе, предшествующей распространению на севере Африки песков Сахары, т.е. о том времени, когда море простиралось дальше на юг, в Нильскую впадину, а обильные дожди обеспечивали богатство флоры и фауны, известно немного. Создатели великой египетской цивилизации жили в более поздний период.
История археологических исследований. До начала 19 в. мир имел лишь самые общие представления об истории Древнего Египта. Все имевшиеся сведения восходили к сочинениям античных авторов. Древнегреческие авторы, историк Геродот и географ Страбон, изложили свои впечатления о путешествиях в Египет. Манефон владевший греческим языком египетский жрец 3 в. до н.э. составил на основе местных источников обстоятельное описание обитателей страны со списком египетских царей и сведениями о продолжительности их правления начиная с легендарной эпохи, когда на земле правили боги. Но сочинение Манефона было утрачено и известно нам лишь по выдержкам из произведений авторов раннехристианской эпохи. Манефон разделил историю Египта на периоды правления 30 династий; несмотря на имеющиеся у него ошибки, искажения в воспроизведении царских имен и пробелы в сведениях, труды современных специалистов по истории Египта лишь дополняют и уточняют составленный им очерк.
Египетский поход Наполеона и Розеттский камень. На протяжении ряда столетий иностранные путешественники отправлялись в Египет по следам Геродота и Страбона, оставляя свои впечатления в описаниях и зарисовках, но долина Нила оставалась таинственной и неведомой землей вплоть до 1798, когда она была захвачена Наполеоном Бонапартом. Его экспедиция включала целую армию ученых, которые в составленном ими Описании Египта (Description de l'Egypte) предприняли первую попытку всестороннего научного исследования этой страны. Открытие, превосходящее по значению этот великий 19-томный труд и поистине распахнувшее дверь в прошлое Египта, было сделано простым солдатом наполеоновской армии. Копая траншею, этот солдат случайно обнаружил Розеттский камень плиту, на которой был вырезан текст указа, восхваляющий пятого царя из греко-македонской династии Птолемеев. Надпись была сделана на греческом и неизвестном египетском языке. Французский комендант, сразу поняв, что этот памятник может послужить ключом к расшифровке иероглифической письменности, обеспечил его бережное хранение. Англичане, положившие конец Египетскому походу Наполеона, потребовали передать им камень и отправили его в Британский музей. Сделанные с имеющихся на нем надписей копии были незамедлительно отданы в распоряжение ученых. Венцом исследований стала предложенная в 1822 французским ученым Жаном Франсуа Шампольоном расшифровка египетского текста.
РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬФранцузские, немецкие, английские и американские исследования. После Египетской экспедиции Наполеона и британской оккупации в страну хлынули путешественники и искатели сокровищ. За несколько последующих десятилетий древние памятники, многие из которых оставались неповрежденными на протяжении тысячелетий, были подвергнуты разграблению. Из гробниц и храмов похищали древности, а множество крупных памятников было разбито на куски, чтобы сделать их пригодными для перемещения. Тысячи хрупких вещей были разбиты из-за небрежного обращения. Невежественные местные жители и иностранцы произвольно резали на куски бесценные папирусы с текстами в поисках предметов, которые можно было бы продать подороже. Тем не менее многое было спасено и вошло в состав крупных музейных собраний Лондона, Парижа, Турина, Лейдена и Берлина. Начатое экспедицией Наполеона копирование in situ надписей, рельефов и росписей с еще большим усердием продолжили другие ученые. Немецкий ученый Лепсиус в своем труде Памятники Египта и Эфиопии (Denkmler aus egypten und ethiopien, 1846-1848) издал собрание копий древних источников, превосходящее все предыдущие по объему и научному значению. Он же собрал коллекцию исторических памятников для Берлинского музея. Его открытия заложили основу авторитетной Немецкой школы египтологии, которая прямо или косвенно оказала определяющее влияние на последующие лингвистические и исторические изыскания. Наполеон во время своего краткого пребывания в Египте основал Египетский институт. Преемником этого института в конечном счете стал Французский археологический институт в Каире, при содействии которого осуществляли раскопки, исследования и публикации сотни экспедиций и отдельных ученых. Французы способствовали также созданию государственной Службы древностей (Service des Antiquits), на протяжении многих лет осуществлявшей контроль над всеми раскопками в Египте. Во многих отношениях крупнейшим специалистом по египетской археологии был англичанин У. Питри Флиндерс (1853-1942). Предложенный им остроумный метод определения хронологии первобытных древностей, в первую очередь керамики, по изменению ее облика ("последовательная датировка") не потерял своего значения по сей день. Англия, создав Египетское исследовательское общество и Британскую школу египетской археологии, соперничала с французами и немцами как в раскопках памятников, так и в публикациях; активное участие в изысканиях стали принимать США. Нью-йоркский музей Метрополитен, Бостонский музей изящных искусств. Восточный институт Чикагского университета, Пенсильванский и Калифорнийский университеты все эти учреждения предпринимали археологические исследования на обширном пространстве от пирамид в Гизе к югу вплоть до Мероэ, на территории Судана, выше пятого нильского порога (нумерация порогов на Ниле ведется от Асуана). С 1958 до середины 1960 большинство археологических экспедиций проводили раскопки в зоне выше первого порога, которая подлежала затоплению в результате возведения высотной Асуанской плотины. Некоторые наиболее ценные памятники из этого района были перенесены в безопасные места.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тот факт, что на высоком плато Египетской пустыни обнаружены отдельные кремневые орудия палеолита, свидетельствует, что люди этой эпохи (ранее 12 тыс лет до н.э.) жили здесь еще до того, как образовалась пустыня Сахара. К началу неолита этот процесс, возможно, уже завершился, поскольку люди переселились в долину Нила, которая к тому времени уже обрела современный вид, с той лишь разницей, что здесь еще долго существовали сравнительно обширные болотистые участки и по всей долине были распространены те растения и животные, которые теперь характерны только для Верхнего Нила. Культуры эпохи неолита и халколита. Неолитические племена этих культур, по-видимому, принадлежали к восточной и северо-западной ветвям хамитов. Когда они спустились в долину с постепенно превращавшегося в пустыню плато процесс этот занял время жизни нескольких поколений, начался их переход к оседлому образу жизни. В соответствии со своим происхождением это население было неоднородным в культурном отношении разными были религиозные верования, символика и обряды. Возможно, некоторые общины уже использовали те знаки религиозного характера, которые дожили до исторической эпохи в качестве символов отдельных провинций ("штандартов номов"). Судя по типам погребений, обнаруженных на этих поселениях, загробную жизнь их обитатели представляли по-разному. Некоторые из них поклонялись солнцу. В Нижнем Египте памятники неолитических культур обнаружены в Меримде-Бенисаламе и в Омари. Обитатели области Дельты изготавливали простую посуду, но не знали меди. Более многочисленны памятники, найденные в Верхнем Египте между Фаюмской впадиной на севере и Негадой на юге. Некоторые современные топонимы дали название культурам, которые представлены предметами, обнаруженными при раскопках могильников. В хронологическом порядке можно назвать такие культуры, как тасийская (приблизительно одновременная Омари в Нижнем Египте), бадарийская, амрийская, негада I (одновременная двум предыдущим), негада II и герцейская. Древнейшие неолитические культуры развиваются приблизительно с 5000 до н.э., а последняя фаза герцейской культуры доходит до начала додинастического периода ок. 3200 до н. э. или чуть позже. Поскольку здешним культурам, начиная с бадарийской, была известна медь, правильнее называть их не неолитическими, а халколитическими ("медно-каменными"). Наименования культур, образованные от названий мест, где были найдены могильники, чисто условны. Между тем эти культуры были распространены на обширной территории, причем некоторые известны как в Египте, так и в Нубии, южнее первого порога по течению Нила.
Тасийцы. Носители тасийской культуры хоронили умерших в могильниках, расположенных за пределами поселений, в противоположность нижнеегипетским обитателям мест, где были найдены памятники типа Меримде. Последние хоронили умерших под полами своих домов. Тасийские могилы невелики и неглубоки. Погребенный находился в скорченном положении, его сопровождали сосуды с едой и питьем, каменные палетки (тонкие пластины) для растирания краски для глаз, личные украшения (преимущественно браслеты и ожерелья) из кости, в том числе слоновой, и раковин, рыболовные крючки и разнообразные кремневые орудия земледелия и домашнего обихода.
Бадарийцы. Представители бадарийских племен были узкоголовыми, в отличиеот тайсийцев, которые обладали широкими черепами. Они были пастухами и охотниками. Их мастера изготавливали изящную черную посуду, а также коричневые или красные сосуды с черными крышками. Бадарийские ремесленники широко использовали слоновую кость для изготовления булавок, шильев и даже примитивных статуэток. Они усовершенствовали приемы обработки камня и научились покрывать изделия из мягких пород голубой глазурью, изготовленной из соединений меди. Они любили украшения и мастерили из раковин и камня замечательные, искусно просверленные бусины, служившие для ожерелий и браслетов. Погребения животных, обнаруженные в могильниках, свидетельствуют о существовании культа животных, позднее получившего широкое распространение.
Герцейцы. Для герцейской культуры характерны погребения в могильниках, часто обращеные лицом к восходу солнца. Носители этой культуры изготавливали превосходную керамику и великолепно обработанные сосуды из твердых пород камня. Обнаружено два основных типа керамики: первый включает высокие сосуды с изогнутыми ручками и широким отогнутым венчиком, подобные известным в Палестине; второй, встречающийся чаще, кувшины более изящной формы, иногда с ручками в виде ушек, сделанные из желтой, серой или розовой глины и покрытые сложной красной росписью. Эти расписные кувшины украшены самыми разными изображениями людей, животных, птиц и, чаще всего, лодок, иногда с крытым помещением и с пассажирами. Герцейские палетки дли изготовления краски для глаз, обычно сделанные из сланца, значительно изощреннее простых форм, характерных для более древних тасийских. На герцейских образцах часто встречаются плоские фигуры животных и птиц; единичные экземпляры с примитивными рельефными изображениями являются предвестниками появления великолепных палеток конца додинастического периода. Герцейские кремневые изделия превосходны; одна сторона у них покрыта прекрасной ретушью, а другая гладко отшлифована. Фаянс стали употреблять при изготовлении как сосудов, так и украшений. Последние были весьма разнообразны и по форме, и по материалу; наиболее часто использовались медь, полудрагоценные камни, слоновая кость и панцири черепах. Носители герцейской культуры изготавливали грушевидные заостренные жезлы или булавы, подобные месопотамским и отличающиеся от более ранних бадрийских жезлов с плоским коническим навершием. Герцейские жезлы с этого времени стали преобладающим типом, который дожил до исторической эпохи.
КРЕМНЕВЫЙ НОЖ, датируемый додинастическим периодом.Общинное сознание и объединение общин. Уверенно говорить о различии халколитических культур Верхнего и Нижнего Египта пока преждевременно. Некоторые из самых северных памятников Верхнего Египта демонстрируют родство с материалами Палестины, Сирии и Месопотамии, однако в Дельте, где можно было бы ожидать обнаружения тех же связей, выявить свидетельства, которые позволили бы утверждать или отрицать наличие влияния с востока, не удалось. Некоторые участки области Дельты сформировались уже после рассматриваемого периода. Ряд доисторических памятников этого региона не удается обнаружить и раскопать из-за того, что они погребены под мощным слоем аллювиальных отложений, образованных ежегодными разливами. Поэтому основой для каких-либо выводов могут служить лишь материалы из Верхнего Египта и немногочисленные памятники из прилегающей к области Дельты кромки пустыни. Раскопки на нескольких разрозненных доисторических памятниках Дельты, которые удалось обнаружить, позволили выделить в этом регионе многочисленные "культуры" и лишь усложнили и без того запутанную проблему истоков древнеегипетской цивилизации и ее соотношения с культурами других древних народов. Когда древние египтяне для добывания пропитания, помимо охоты, освоили земледелие, они столкнулись с проблемой контроля водного режима Нила. С конца июля до конца октября ежегодный его разлив по обе стороны реки покрывает всю долину вплоть до кромки пустыни илистой водой. Проводить очередной сев в этот период было невозможно, а предыдущий урожай требовалось собрать до начала разлива. Кроме того, после окончания паводка дожди, которые могли бы дать растениям необходимую влагу, уже не выпадали. Такие условия были характерны для всей страны. Поэтому в контроле за речной водой было заинтересовано все население, и решить эту проблему можно было лишь общими усилиями. Требовались совместные действия сплотившихся общин. Объединение поселений было в состоянии провести каналы и построить дамбы, без которых регулирование вод, несущих людям жизнь, было невозможно. Таким же способом осушали болота, что обеспечивало расширение возделываемых земель по мере роста населения. Таким образом, образование египетских провинций исторической эпохи, или номов, уходит корнями в додинастическую эпоху, и потому неудивительно, что некоторые знаки, идентичные символам номов, мы находим на изображениях лодок, украшающих герцейские сосуды. Процесс объединения распространялся не только на группы общин, составивших тот или иной ном. Общие интересы возникали у соседствующих номов; складывались небольшие царства, причем царем в каждом случае становился сильнейший из вождей объединившихся номов. Древние цари также испытывали превратности судьбы, о чем известно не из письменных источников (они появились позднее), а из религиозных преданий, сохранившихся в древнейших литературных памятниках.
Царства додинастического периода. Наивысшего развития два великих царства одно в Нижнем Египте, в Бедхеде, где почитали бога Хора, а другое в Верхнем Египте, в Омбосе, "городским божеством" которого был Сет, достигли еще в додинастический период, возможно, уже ок. 3500 до н.э. Между ними случались войны, исход которых достоверно не известен. Обе столицы были перенесены на новое место, южная в Нехеб (современный Эль-Каб) в нескольких километрах севернее современного Идфу, где поклонялись богине-коршуну Нехбет, а столица Нижнего Египта в Буто близ современного Сиди-Салима, в обитель богини-кобры Уаджет. Царь Верхнего Египта сделал главным символом своей власти высокую белую корону, в то время как царь Нижнего Египта красную корону, своей необычной формой несколько напоминающую ковш. Эти два символа власти, представленные порознь или объединенными в "двойную корону", без изменений сохранялись у царей Верхнего и Нижнего Египта на протяжении более 3500 лет. Притязание на власть над провинциями, граничившими с этими царствами, постоянно приводили к конфликтам. Тот факт, что культ Хора бога в дельте Бехдета проник в верхнеегипетские города Идфу и Гиераконполь в противовес Нехебу и с тех пор был там признан, возможно, свидетельствует, что победу одержал царь Нижнего Египта. Документальных свидетельств об этой победе нет, но сохранилось предание, повествующее об успехе, достигнутом в одной из таких войн царем Верхнего Египта. Считается, что Менес из Тиниса города в Верхнем Египте, расположенного более чем в 130 км ниже Фив по течению, одолел Нижний Египет, создал "союз двух стран" и стал первым "царем Верхнего и Нижнего Египта"; согласно Манефону, Менес был основателем первой египетской династии. Кроме того, Нармер, преемник Менеса (если в действительности это не одно и то же лицо), оставил нам первый значительный памятник египетской истории знаменитую сланцевую плиту, ныне хранящуюся в Каирском музее, очевидное свидетельство его победоносной войны с Нижним Египтом. С того времени коронация каждого нового египетского царя стала символическим возобновлением "союза двух стран". Объединенный Египет мыслился как двойное царство; у него были две короны, два зернохранилища, две сокровищницы, по временам даже две гробницы для усопшего фараона, т.е. гробница в Верхнем Египте и пустая усыпальница (кенотаф) в Нижнем Египте (или наоборот). Немногим позже на памятниках двойное имя фараона стали заключать в два овала. Ставшее каноническим неизменное помещение Верхнего Египта перед Нижним Египтом в титулатуре царя также свидетельствует, что Верхний Египет завоевал северные области. После победоносного похода в область дельты Менес счел целесообразным основать новую столицу в Мемфисе, в месте соприкосновения двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством. Здесь для него был сооружен дворец, а в расположенной западнее пустыне было заложено кладбище царей; каждая царская гробница в значительной мере представляла собой воспроизведение дворца и его обстановки, так что после смерти царь мог находиться в окружении знакомых предметов и лиц, необходимых для его обслуживания и благополучия.
ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Автором первой истории Египта, охватывающей период правления 30 династий, был Манефон. Предпринятые в наши дни уточнения позволили выделить в его хронологической системе следующие этапы: протодинастический период (I-II династии) 3000-2800 до н.э.; Древнее царство (III-VI династии) 2880 ок. 2250 до н.э.; первый переходный период (VII-X династии) ок. 2250 ок. 2050 до н.э.; Среднее царство (XI и XII династии) ок. 2050 ок. 1700 до н.э.; второй переходный период (XIII-XVII династии) ок. 1700 ок. 1580 до н.э.; Новое царство (XVIII-XX династии) ок. 1580 ок. 1070 до н.э.; период упадка (XXI-XXX династии) 1070-332 до н.э., который завершился завоеванием страны Александром Великим. Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.
Древний Египет 3100 1085 до н. э.Протодинастический период. Данные о протодинастическом периоде базируются на немногочисленных разрозненных памятниках и нескольких мелких предметах, содержащих надписи с именами царей. Никаких источников, содержащих подробные сведения о первых двух династиях, не сохранилось, а возможно, никогда и не существовало, поскольку письменность в то время носила крайне примитивный характер. Колоссальные гробницы царей в Накаде, Абидосе и Саккаре, а также обширные могильники в Хелуане, к востоку от Нила, напротив Мемфиса, свидетельствуют, что постройки возводились преимущественно из глиняных блоков и дерева с ограниченным применением камня для сооружения стен и полов и для изготовления культовых табличек. Камень использовался для изготовления украшений, предметов обихода, сосудов разнообразных типов весьма различных по материалу, зачастую изысканно украшенных и немногочисленных статуй.
Древнее царство. Эпоха Древнего царства ознаменована необычайно быстрым развитием архитектуры. Джосеру первому фараону третьей династии (ок. 2780 до н.э.) посчастливилось иметь при дворе первого известного в истории гениального архитектора Имхотепа. Джосер положил начало эпохе пирамид, возведя в Саккаре гигантский погребальный памятник. Ступенчатую пирамиду окружали сооружения из известняка дворы, алтари, хранилища, молельни. Эти постройки воспроизводили в камне деревянные, глиняные и тростниковые прототипы; возможно, образцом для них послужил царский дворец. Пирамида высотой в 58 м и сопутствующие постройки представляют древнейшие возведенные человеком каменные сооружения. Полтора столетия разделяют пирамиды Джосера и Хуфу (по-гречески Хеопса). В истории государства это был период стабильности, благоденствия и могущества. Новшества в сфере архитектуры продолжались, и их кульминацией явилась Великая пирамида, построенная ок. 2650 до н.э. и предназначавшаяся для захоронения Хуфу. Великая пирамида крупнейшее из сооружений, когда-либо возведенных человеком (высота -147 м, а весь комплекс занимает пространство в 5,3 га; ее колоссальные известняковые и гранитные блоки, некоторые из которых достигали в длину 6 м, а подогнаны были друг к другу на расстояние не толще волоса). Немногим уступают ей пирамиды преемников Хуфу Хафре (Хефрена) и Менкауры (Микерина). Члены царской семьи и знатные придворные имели собственные усыпальницы, расположенные рядами около пирамид правителей Древнего царства. В этих гробницах их именуют мастабами достигла своего расцвета рельефная скульптура, впервые появившаяся еще в додинастический период. Как и в пирамидах, статую усопшего часто помещали в такую гробницу в надежде увековечить его личность и обеспечить ему благосостояние в иной жизни. В начале правления VI династии фараон Уни при сооружении своей пирамиды ввел новшество, вырезав на ее внутренних стенах многочисленные иероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с захоронением царя, а также с гарантиями продолжения его царствования и могущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии древнейшего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей этой династии, а также с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода. Из-за скудости подробных источников конкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царства, которыми мы располагаем, немногочисленны. Возможно, вплоть до IV династии царь был главным, если не единственным землевладельцем. Высшие придворные должности обычно занимали члены царской семьи. Для управления богатой и плодородной землей требовалась целая армия писарей и надсмотрщиков, что привело к формированию невероятно многочисленного и сложно устроенного аппарата чиновников. Наиболее важные должности стали практически наследственными, но на протяжении долгого времени они оставались под жестким царским контролем; некоторые должностные лица, не принадлежавшие к родне фараона, носили титул "сын царя" исключительно благодаря своим государственным функциям. Они были связаны с царем, и от его благосклонности зависели их жизнь и смерть, ибо царь зачастую сам обеспечивал сооружение усыпальниц для своих фаворитов и жаловал средства для исполнения погребальных обрядов на их похоронах. Для отправления приобретавшего все больший размах погребального культа фараонов и членов их семей, для частных лиц, получивших усыпальницу в знак царского благоволения, для государственных и городских храмов для всего этого требовались средства. Требовались столь большие затраты, что это могло угрожать благосостоянию страны. Кроме того, бремя постоянно возрастало, так как цари начиная с IV династии время от времени освобождали храмовые хозяйства и некоторые другие учреждения от уплаты налогов. Цари шестой династии во множестве строили храмы как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Кроме того, Пиопи I (ок. 2400-2375 до н.э.) предпринял активные военные действия на Синайском полуострове, в Палестине и Нубии, выше Первого Нильского порога. Пиопи II, сын Пиопи I, правивший на протяжении 94 лет, также организовал поход в глубь Нубии и направил торговые миссии через Красное море в страну Пунт. Поскольку в годы детства Пиопи II в стране существовал режим регентства, а на исходе жизни он был дряхл и немощен, то оказался не в состоянии противостоять процессам распада, подтачивавшим его царство, чрезмерная централизация власти и налоговый гнет, придавивший земледельцев, вызвали мятежные настроения в среде знати и всеобщее недовольство народных масс. Правители провинций, прежде бывшие верными подданными фараона, стали проявлять значительную самостоятельность. Они больше не строили своих усыпальниц рядом с пирамидами царей, чтобы разделить их участь в загробном мире, а предпочитали находить упокоение в гробницах, вырубленных в скалах близ своих собственных столиц.
Первый переходный период. В итоге после 500-летнего периода величия Древнее царство распалось. Неудивительно, что авторы времен Первого переходного периода много говорят о контрасте между "добрыми старыми временами" и нынешним днем, когда брат восстал на брата, страну наводнили разбойники, в область Дельты проникли чужеземцы, погребальные памятники осквернены, почитание богов забыто, достойные люди в большинстве голодают, а богатства оказались в руках черни. Согласно Манефону, VII династия включает 70 мемфисских правителей, царствовавших в общей сложности всего 70 дней! Однако нескольким царям IX и X династий, резиденция которых находилась в Гераклеополе, в 88 км южнее Мемфиса, в известной мере удалось восстановить порядок и стабильность. Один из них Хети I изгнал азиатских завоевателей, захвативших значительную часть Дельты; возобновил он и торговые сношения с Сирией. Тем не менее его власть не простиралась южнее Среднего Египта. Гераклеопольские цари-правители были заняты войнами с другими правителями Среднего и Верхнего Египта, а Хети I заручился поддержкой номарха (правителя нома) из Сиута в своих попытках одолеть восставших фиванских властителей, основавших XI династию, правление которой знаменует начало эпохи Среднего царства. Время упадка, каковым явился Первый переходный период, оказалось благоприятным для творчества при гераклеопольских правителях достигла наивысшего расцвета классическая древнеегипетская литература.
Среднее царство. Когда последние гераклеопольские цари столкнулись с фиванскими номархами, в качестве их союзника выступили правители соседнего с Фивами Копта. Богом фиванцев был Монту, почитавшийся в нескольких религиозных центрах этой провинции в Гермонтисе, Тоде и Медамуте. Верховным богом Копта был Мин, древнейшее египетское антропоморфное божество, культ которого слился с почитанием Амона в Гермополе городе, лежащем на полпути между Фивами и Дельтой, и был перенесен в Карнак, храмовый комплекс фиванцев. Цари XI династии, носившие имена Антеф (Инйотеф) и Ментухотеп, отдавали предпочтение богу Монту, но верховным богом правителей XII династии, в отличие от своих предшественников сменивших имена на Аменемхет и Сесострис (Сенусерт), стал Амон. При царях этих двух династий Фивы превратились в признанную религиозную столицу Среднего царства. Интефы и Ментухотепы разместили поблизости свою резиденцию, а царское кладбище было основано у подножия западных гор, напротив Карнака. Вопрос о происхождении XII династии неясен. Ее основатель Аменемхет I (примерно 2080-1970 до н.э.) был, по-видимому, узурпатором: занимая пост главного министра при дворе последнего Ментухотепа, он захватил корону в отсутствие законного наследника. Хотя он правил в течение 30 лет, его положение на престоле было непрочным. На двадцатом году своего царствования он назначил соправителем своего сына. В конце концов, когда его сын отправился на войну, на царя в опочивальне напал убийца. Полагают, что перед смертью царь составил послание к сыну, в котором предупреждал его о грозящих государству опасностях и советовал не доверять приближенным. Это чувство разочарования преобладало в обществе на протяжении всего периода правления династии. Яркое выражение оно нашло в статуях царей. Эти гигантские памятники представляют фараонов людьми, обремененными заботами о делах управления, их лица изборождены морщинами. Столицей государства цари XII династии сделали Ит-тауи, расположенный в 29 км южнее Мемфиса, откуда им было удобнее руководить строительными и иными общественными работами, мероприятиями по восстановлению торговых связей Египта и его влияния в Палестине и Сирии, а также умиротворением обитавших в западной пустыне ливийцев постоянного источника беспокойств. Происходило расширение Египетской державы и в южном направлении была завоевана Нубия вплоть до второго нильского порога, а также основана и укреплена постоянная торговая фактория в Керме, к югу от третьего порога. Вероятно, высшим достижением царей этой династии явилось сооружение Аменемхетом III (ок. 1455-1419 до н.э.) гигантской оросительной системы. В Фаюмской впадине, близ царской резиденции Ит-тауи, была создана сложная сеть каналов, своим западным ответвлением каналом Бар-Юсуф соединенная с Нилом. Таким же способом Меридово озеро в Фаюме было превращено в резервуар для хранения воды, попадавшей туда при ежегодных разливах, а чтобы контролировать орошение полей, пересыхавших в продолжительные периоды спада уровня Нила, были возведены шлюзы. В несколько усовершенствованном и расширенном виде оросительная система Аменемхета используется и в наше время, спустя почти 4000 лет.
Второй переходный период. Как и в эпоху VI династии, Египет времен Среднего царства пришел в упадок из-за целого ряда слабых правителей. Имя последнего царя XII династии неизвестно, а следующая тринадцатая династия насчитывает свыше 50 царей. Их резиденция по-прежнему находилась в Ит-тауи, и они продолжали поклоняться фаюмскому богу-крокодилу. На то же время приходится череда быстро сменявших друг друга 72 правителей самостоятельной XIV династии, центром деятельности которой был Ксоис, расположенный в западной части Дельты. Именно в этот смутный период в Нижний Египет во все возрастающем количестве стали проникать азиатские племена. Семитские имена нескольких царей XIII династии свидетельствуют, что представители этих чужеземцев иногда даже попадали на трон. Около 1725 до н.э. эти чужеземцы, которых египтяне называли Hyku Khoswet "правители иных земель", что Манефон искаженно передал как "гиксосы", опустошили Дельту подобно саранче; через пятьдесят лет один из их вождей, в списке Манефона носящий имя Салитис, взошел на египетский трон, став основателем новой династии. Гиксосы навсегда сохранились в памяти египтян как безжалостные тираны и нечестивые разрушители. В действительности же они, по-видимому, почитали египетских богов и усвоили местные обычаи. Но они действительно были узурпаторами. В конечном итоге они захватили значительную часть Египта, за исключением района Фив, и добились союза с нубийскими вождями, сбросившими египетское иго. Царей гиксосов обычно подразделяют на две династии пятнадцатую и шестнадцатую. Об их родственных отношениях известно немного, но существуют свидетельства, что между ними происходила борьба за трон. Обе эти династии существовали в одно время и были современниками семнадцатой династии фиванских царей, которых они так и не сумели подчинить. Описаний своего завоевания Египта они не оставили, очень немногочисленны и памятники той эпохи. Однако тогда изготавливались бесчисленные скарабеи вырезанные из камня жуки с высеченными на них именами. Скарабеи служат основным источником сведений, подтверждающих их существование и распространение по долине Нила. Около 1600 до н.э. Камес, последний царь XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны. Вопреки совету своих приближенных он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису своему опорному укреплению на границе с Палестиной. Камес умер до окончания кампании; ему наследовал его брат Яхмос (ок. 1580-1559 до н.э.), которого считают основателем XVIII династии. После трехлетней осады он взял и разрушил крепость Аварис, навсегда изгнав гиксосов, отступивших в Азию. Разорвав союз с Нубией, Яхмос тут же предпринял поход на юг и расширил пределы своего государства до прежней его границы выше второго нильского порога.
Новое царство. Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Возможно, из соображений безопасности, опасаясь еще одной угрозы со стороны гиксосов, а может быть, в стремлении установить необходимые им торговые связи с азиатскими странами, египтяне с тех пор не ограничивались традиционным обособленным существованием в долине Нила. Теперь Египет стал частью средиземноморского мира. Внук Яхмоса Тутмос I (ок. 1530 до н.э.) вскоре расширил пределы страны как на юг, так и на север. Он привел свое войско к верховьям Евфрата и на берегу этой реки воздвиг триумфальную стелу с надписью.
Его внук Тутмос III был величайшим из всех египетских фараонов. Примерно в 1472 до н.э., после 25 лет вынужденной праздности в период, когда его тетка Хатшепсут узурпировала трон и правила Египтом, он стал предпринимать ежегодные походы в Азию и за семнадцать лет подчинил большинство своих восточных соседей. Он был не только великим военачальником, но и талантливым правителем, прекрасным охотником, собирателем природных редкостей, покровителем литературы и искусства. Его имя сохранялось в памяти на протяжении столетий и запечатлено на тысячах скарабеев той эпохи, как и более позднего времени. Он был невысок ростом (судя по его мумии), но обладал волевым лицом, редкими организаторскими способностями и талантом государственного деятеля.