Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - эрн владимир францевич

Эрн владимир францевич

(1882-1917), русский философ. Родился в Тифлисе 5 августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством "Путь" и в 1912 выпустил труд Г.С.Сковорода.

Жизнь и учение. Обе его диссертации: магистерская Розмини и его теория знания (1914), докторская (не успел ее защитить) Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая часть его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона.

Умер Эрн в Москве 29 апреля 1917. Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал рано, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 1905-1907. В отличие от многих представителей русской религиозно-философской мысли, он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, достаточно критически относился к самой идее "нового религиозного сознания" и к любым попыткам модернизации православия.

Собственная метафизическая позиция Эрна отчетливо определилась в ходе его полемики с журналом "Логос" (1910). В цикле статей (вошедших впоследствии в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особо подчеркивая значение творчества таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.

С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, который в философии 20 в. представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.

). Как и на Западе, поворот к онтологии в России (позиция Эрна один из наиболее ярких примеров) начинался с критики "гносеологизма" предшествующей рационалистической философии. Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой "меонизма" рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается эпоха господства меонической (у Эрна без-бытийной, без-жизненной) философии. "Кардинальной, конституирующей" чертой этого направления оказывается "отрицание природы как Сущего". Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ действительности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования природа, не более чем миф.

"Новое время, вообще говоря, очень мифологично... В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых заключается только в перемене знака положительного на отрицательный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны".

Устремленная к идеалу строго научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф отнюдь не научный и не логичный об отвлеченном, "мертвом" познании и столь же безжизненной природе. Подлинную альтернативу "меонизму", по Эрну, представляет "логизм", философия Логоса.

Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (прежде всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике.

Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин "частичных" и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией.

Излагая свою концепцию "логизма", Эрн не провозглашал нового направления в философии. С его точки зрения, в историческом плане "логизм" уже состоялся. Сама человеческая культура как "солидарная преемственность творчества" есть результат верности духу "логизма" ее творцов. Культура и Логос нераздельны, как нераздельны Логос и природа, Логос и жизнь.

Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом. Эрн верил, что ситуация не фатальна и многое зависит от того, произойдет или нет "метафизический поворот". Философия, по его убеждению, должна ответить на вызов рационализма и вернуть человека в мир бытия (по Хайдеггеру, в "дом бытия"), где нет "искусственных преград, воздвигнутых рационализмом" между человеческой мыслью и Сущим, и сама мысль осознается в "метафизической глубине", в изначальной коренной связи с живым Логосом.

ЛИТЕРАТУРА

Эрн В.Ф. Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914 Аскольдов С. Памяти В.Ф.Эрна. Русская мысль, 1917, № 5-6 Булгаков С.Н. Памяти В.Ф.Эрна. Христианская мысль, 1917, № 11-12 Флоренский П.А. Памяти В.Ф.Эрна. Христианская мысль, 1917, № 11-12 Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое эрн владимир францевич
Значение слова эрн владимир францевич
Что означает эрн владимир францевич
Толкование слова эрн владимир францевич
Определение термина эрн владимир францевич
ern vladimir francevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины