Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - гадамер ханс георг

Гадамер ханс георг

(Gadamer, Hans-Georg)

(р. 1900), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель "философской герменевтики". Родился 11 февраля 1900 в Марбурге. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Бреслау и Марбурга.

В 1922 защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 познакомился с Хайдеггером, преподававшим в Марбургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии и в 1929 защитил диссертацию о платоновском Филебе. С 1939 по 1947 профессор в Лейпцигском университете (в 1946-1947 ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашенного профессора в университетах США (до 1989). Масштаб Гадамера как философа определен главным образом его трудом Истина и метод (Wahrheit und Methode, 1960).

В этой работе он обращается к поставленной Дильтеем проблеме философского обоснования гуманитарных наук, однако рассматривает ее (под влиянием Хайдеггера и Гегеля) в ином аспекте. Если Дильтей видел в "понимании" специфику гуманитарного знания (в отличие от естественных наук, для которых основная процедура "объяснение"), то для Хайдеггера "понимание" выступает в ином качестве как опыт человеческого бытия в его истине.

Гадамер подхватывает хайдеггеровскую постановку вопроса, но помещает его в контекст проблематики Дильтея, вопрошая о "собственной" истине гуманитарного познания. Разрабатываемая им герменевтика не является ни учением об искусстве понимания, как у Шлейермахера и Дильтея, ни самораскрытием человеческого существования в его бытии, как у Хайдеггера, она представляет собой философское прояснение разума, с деятельностью которого мы имеем дело в гуманитарном познании, да и вообще в каждом конкретном акте понимания.

Это философское прояснение разума, в свою очередь, Гадамер толкует как движение и осуществление самой исторической традиции, тем самым примыкая к гегелевской философии духа, развертывающегося в истории. Чтобы точнее описать осуществление и опыт истины традиции, Гадамер прибегает к модели искусства. Как и в сфере искусства, в историческом познании истина раскрывается не только в научных суждениях, выносимых с воображаемой дистанции по отношению к предмету и обеспеченных определенными правилами метода, но и благодаря вовлеченности познающего в целостность исторического процесса, который самим познающим и "совершается".

Эстетическая, равно как и историческая, истина есть истина, которую совершают, осуществляют. Это проявляется, по Гадамеру, в процессе т.н. действенной истории (Wirkungsgeschichte). Речь здесь идет прежде всего о развивающемся воздействии античных текстов: их понимание протекает благодаря "предрассудкам", дорефлективным представлениям нашего "предпонимания", которые, в конечном счете, уже заданы самими этими текстами и традицией их последующей интерпретации.

Но вызов, бросаемый текстом, приводит, по мысли Гадамера, к возникновению специфической ситуации, когда представления нашего предпонимания могут быть поставлены под сомнение и подвергнуты проверке на "работоспособность". И там, где текст понимается в ходе продуктивного взаимодействия ("игры") нашего предпонимания, с одной стороны, и ясного, отчетливого усвоения содержания текста с другой, продолжается традиция.

Основная идея Гадамера, таким образом, состоит в том, что традиция должна быть всякий раз заново прояснена, и только при этом условии она совершается, сбывается. Традиция и ее обновление неотделимы друг от друга, их взаимная принадлежность проявляется в актах понимания, каждый раз совершаемых заново. От этой установки Гадамер не отказывался и в других своих сочинениях, хотя в более поздних работах трактовка традиции как завершенного в себе космоса отходит на задний план.

Теперь акцент переносится на разделы Истины и метода, непосредственно относящиеся к философии языка. Язык, по Гадамеру, представляет собой беспрерывную игру "вопрос ответ", находящую выражение как в понимании и истолковании текстов, так и в диалоге между отдельными людьми. Свои систематические рассуждения Гадамер подвергает постоянной практической проверке.

Он интенсивно занимался истолкованием поэзии (Гельдерлин, Гете, Стефан Георге, Пауль Целан) и философской классики (Хайдеггер и Гегель, но в первую очередь мыслители греческой античности Платон, Аристотель). Воздействие, оказанное Гадамером на современную философскую мысль, многообразно. Гадамер, прежде всего через посредничество Хабермаса, повлиял на социальную философию; его полемика с Жаком Деррида вошла в контекст деконструктивизма. Ричард Рорти, сводя критические счеты с аналитической философией, рекомендовал своим читателя Гадамера как образец "научающей философии". Философская герменевтика в ее трактовке Гадамером сделалась моделью философии, сознающей свою глубокую связь с классической традицией и в то же время не отрицающей своеобразия современной ситуации.

См. также Герменевтика.

ЛИТЕРАТУРА

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гадамер ханс георг
Значение слова гадамер ханс георг
Что означает гадамер ханс георг
Толкование слова гадамер ханс георг
Определение термина гадамер ханс георг
gadamer hans georg это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины