Энциклопедия Кольера - гершензон михаил осипович
Гершензон михаил осипович
(1869-1925), историк русской культуры, философ. Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета. Его учителем был профессор П.Г.Виноградов. С 1904 Гершензон редактор отдела журнала "Критическое обозрение". В 1907-1908 заведовал литературным отделом журнала "Вестник Европы". Значительное влияние на его мировоззрение и историко-литературную позицию оказали сочинения Т.
Карлейля и прежде всего книга Герои, почитание героев и героическое в истории. Судьбам деятелей русской культуры первой половины 19 в. был посвящен ряд исторических сочинений Гершензона 1910-х годов: История Молодой России, 1908; П.Я.Чаадаев. Жизнь и мышление, 1908; Жизнь В.С.Печерина, 1910; Образы прошлого, 1912; Грибоедовская Москва, 1914 и др. Апологии личности и ее творческой роли была посвящена и статья Гершензона в знаменитом сборнике Вехи. Гершензон упрекал российскую интеллегенцию в том, что та в своей идеологической сплоченности игнорировала все подлинно личностное в русской культуре, не смогла оценить творческие прозрения отечественных мыслителей "от Чаадаева до Соловьева и Толстого".Слова же Гершензона о правительственных "штыках", защищающих интеллегенцию от народа, вызвали резко негативную реакцию как в радикальных, так и в либеральных кругах. Гершензон был вынужден уйти из либерального "Вестника Европы". Начинается период его сотрудничества с религиозно-философским издательством "Путь". Первая мировая война была воспринята Гершензоном как симптом глубочайшего кризиса европейской культуры, которая, по его убеждению, обнаружила свою "нежизненность", неспособность предотвратить взрыв "нового варварства".
Критике современной цивилизации были посвящены книги Гершензона Тройственный образ совершенства (1918), Переписка из двух углов (1921, совместно с Вяч.Ивановым), Ключ веры (1922), Гольфстрем (1922). Внутренняя логика развития цивилизации, по Гершензону, неумолимо оставляет в прошлом не только религиозную эпоху, но и любые формы культурного романтизма.
Происходит тотальное обезличивание культуры и, одновременно, обезличивание самого человека: "Никогда личность не была так хила, как теперь, в расцвет науки и техники". Восприятие Гершензоном культуры как силы "внешней" по отношению к сущности человека, как "системы тончайших принуждений" в определенной мере роднит его позицию с воззрениями Руссо и Л.Толстого. Поздний Гершензон проявлял интерес к творчеству А.Бергсона. После революции он был одним из организаторов и председателем Всероссийского союза писателей, председателем литературной секции Академии художественных наук, основанной В.Я.Брюсовым. Умер Гершензон в Москве 19 февраля 1925.
ЛИТЕРАТУРА
Гершензон М.
О. Социально-политические взгляды А.И.Герцена. М., 1906 Гершензон М.О. Дух и душа. Слово о культуре: Сборник философских и литературно-критических статей. М., 1918 Гершензон М.О. Видение поэта. М., 1919 .