(ок. 427 ок. 355 до н.э.), древнегреческий писатель, более всего прославившийся трудом Анабасис, повествованием о долгом возвращении на родину армии греческих наемников, которые оказались в бедственном положении посреди Персидской империи. Уроженец Афин, вынужденный большую часть жизни провести в изгнании,
Ксенофонт стал одним из величайших писателей классической Греции благодаря как превосходной прозе, так и разнообразию интересов. Ему принадлежат труды исторического (Греческая история и Анабасис) и биографического (Агесилай) характера, он писал о политике (Государственное устройство Спарты, Гиерон), философии (Воспоминания о Сократе, Апология Сократа, Пир) и воспитании (Киропедия), о финансах государства (О доходах) и домоводстве (Домострой), об искусстве полководца (Об обязанностях начальника кавалерии), верховой езде и охоте (О верховой езде, Об охоте). То немногое, что нам известно о жизни Ксенофонта, приходится извлекать из книги Диогена Лаэртия О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, написанной в 3 в. н.э. Кое-какие указания можно найти в произведениях самого Ксенофонта. Философии
Ксенофонт обучался у софистов, он получил также хорошую кавалерийскую подготовку и то и другое является свидетельством
того, что отец Ксенофонта, Грилл, обладал немалым состоянием (скорее всего как землевладелец). В 401 до н.э.
Ксенофонт присоединился к большому войску греческих наемников, которое набрал Кир Младший с целью отнять престол у брата Артаксеркса. В первом же сражении Кир погиб, но греческая армия под руководством Ксенофонта сумела вернуться домой (399 до н.э.). Два или три года спустя
Ксенофонт вступил в спартанскую армию, которая вела боевые действия против персов в Малой Азии. Произошло это не в последнюю очередь по причине симпатии, которую внушил ему прибывший сюда в 396 до н.э. командовать войсками спартанский царь Агесилай (ок. 444-360 до н.э.). Вероятно, при Агесилае и состоял
Ксенофонт в бытность свою на спартанской службе, в том числе и в Греции. Таким образом, в своих проспартанских симпатиях Ксенофонт перешел все допустимые пределы. Наконец, после того как в 394 до н.э. Ксенофонт выступил на стороне Спарты против Афин в битве при Коронее, сограждане приговорили его к вечному изгнанию, а все его имущество конфисковали. После этого Ксенофонт перебрался в Спарту и получил земельный надел в Скиллунте неподалеку от Олимпии. Здесь он жил, уже не принимая активного участия в войне и государственных делах, полностью посвятив себя творчеству. Отпадение Элиды от Спарты после поражения, нанесенного Фивами Спарте при Левктрах в 371 до н.э., вынудило Ксенофонта покинуть и эти места, и он обосновался в Коринфе. Теперь Ксенофонт перестал уповать на Спарту, а испытывал жгучую ненависть к Фивам, сильнейшему в то
время участнику бесконечных межгреческих конфликтов, ослаблявших в равной мере все государства. Поскольку
Афины к тому времени вступили в антифиванскую коалицию со Спартой, Ксенофонту удалось достичь примирения со своей родиной. Закон об изгнании Ксенофонта был отменен, вероятно ок. 367 до н.э., по инициативе Эвбула, афинского политического деятеля, которого принято считать самым убежденным сторонником прочного мира между всеми греками. В 362 до н.э. оба сына Ксенофонта, Грилл и Диодор, которые росли и воспитывались в Спарте, сражались при Мантинее в рядах афинских всадников против Фив, старший из них, Грилл, был убит. Неизвестно, вернулся ли Ксенофонт в Афины, однако незадолго до смерти он выпустил трактат О доходах, который является не чем иным, как памфлетом в поддержку финансовой политики Эвбула.
Исторические труды. Две из трех больших книг Ксенофонта посвящены истории. В одной из них Анабасисе (известном также под названием Поход десяти тысяч), главном произведении Ксенофонта, излагается история греческой армии, находившейся на службе у Кира. Написанный обманчиво простым языком, Анабасис воспринимается читателями как один из наиболее увлекательных приключенческих романов во всей мировой литературе. Анабасис подробное и точное повествование о жизни греческого войска в необычайно трудных обстоятельствах. Несравненно меньше достоинств у Греческой истории, охватывающей период с 411 по 362 до н.э.
Философские труды. Ксенофонт на всю жизнь сохранил подлинный и глубокий интерес к философии, особенно его привлекали психология, этика, а также проблемы управления. Он многое почерпнул из своей дружбы с Сократом, что видно по его Воспоминаниям о Сократе и некоторым небольшим произведениям. Однако и Платон, и Аристотель пренебрегали Ксенофонтом. Философские труды Ксенофонта вошли в моду гораздо позднее и главным образом среди "народных" мыслителей-проповедников, вроде киников. Больше всего читателей приобрел в то время роман Киропедия (или Воспитание Кира).
Критическая оценка. Необычайную популярность Ксенофонта объяснить непросто. Причину этого можно отчасти усматривать в огромном, никогда не угасавшем интересе к личности Сократа. Своими успехами Ксенофонт обязан также рассуждениям о том, как наставить жену в хозяйственных добродетелях, и о том, сколь несчастливы тираны. Возможно, главный секрет его успеха это стиль, его проза стала непревзойденным образцом простоты и ясности.
ЛИТЕРАТУРА
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993 Ксенофонт. Греческая история. СПб, 1993 Ксенофонт. Киропедия. М., 1993 Ксенофонт. Анабасис. М., 1994