Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - лосев алексей федорович

Лосев алексей федорович

(1893-1988), русский философ, ученый. Родился 10 сентября 1893 в Новочеркасске. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, в 1919 был избран профессором Нижегородского университета. В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл.

Соловьева. Уже в первой публикации Лосева Эрос у Платона (1916) была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь мыслителя с традицией платонизма. Определенное влияние на молодого Лосева оказала метафизика всеединства Вл.Соловьева, религиозно-философские идеи П.А.Флоренского. О том, что именно он ценил и что не мог принять в творчестве Вл.Соловьева, Лосев много лет спустя рассказал в книге Владимир Соловьев и его время (1990). В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: Античный космос и современная наука, Философия имени, Диалектика художественной формы, Музыка как предмет логики, Диалектика числа у Плотина, Критика платонизма у Аристотеля, Очерки античного символизма и мифологии, Диалектика мифа. Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам (в частности, в докладе Л.М.Кагановича на ХVI съезде ВКП(б)). В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 тяжело больным человеком. Новые труды ученого увидели свет лишь в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная История античной эстетики глубокое историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности. В самые последние годы были опубликованы неизвестные религиозно-философские сочинения мыслителя. Характерная для Лосева погруженность в мир античной философии не сделала его равнодушным к современному философскому опыту. В ранний период творчества он самым серьезным образом воспринял принципы феноменологии.

Лосева привлекало в философии Гуссерля то, что в определенной мере сближало ее с метафизикой платоновского типа: учение об эйдосе, метод феноменологической редукции, предполагающий "очищение" сознания, и переход к "чистому описанию", к "усмотрению сущностей". В то же время методологизм и идеал "строгой научности", столь существенные для феноменологии, никогда не имели для Лосева самодовлеющего значения.

Мыслитель стремился "описывать" и "усматривать" не только феномены сознания, хотя бы и "чистого", но и подлинно бытийственные, символически-смысловые сущности, эйдосы. Лосевский эйдос не эмпирическое явление, но и не акт сознания. Это "живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину явленного лика сущности предмета".

Не приняв "статичности" феноменологического созерцания, Лосев обратился к диалектике, определяя ее как "подлинную стихию разума", "чудную и завораживающую картину самоутвержденного смысла и разумения". Лосевская диалектика призвана раскрыть смысл мира, который, согласно философу, есть "разная степень бытия и разная степень смысла, имени".

В имени "светится" бытие, слово-имя не отвлеченное понятие только, но живой процесс созидания и устроения космоса ("именем и словами создан и держится мир"). В онтологии Лосева (мысль философа была онтологична уже изначально и в этом отношении можно согласиться с В.В.Зеньковским, что "до всякого строгого метода он уже метафизик") бытие мира и человека раскрывается также в "диалектике мифа", который, в бесконечно многообразных формах, выражает столь же бесконечную полноту реальности, ее неиссякаемую жизненную силу.

Метафизические идеи Лосева в существенной мере определили философское своеобразие его фундаментальных трудов, посвященных античной культуре. Умер Лосев в Москве 23 мая 1988.

ЛИТЕРАТУРА

Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.

М., 1993 Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993 Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лосев алексей федорович
Значение слова лосев алексей федорович
Что означает лосев алексей федорович
Толкование слова лосев алексей федорович
Определение термина лосев алексей федорович
losev aleksey fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины