Энциклопедия Кольера - маска
Маска
В отверстие рта вставлялся латунный раструб, который усиливал звук, и слова актера были слышны в самых последних рядах. Римляне также использовали театральные маски, но с приходом христианства маски были объявлены пережитком язычества и вышли из употребления.
РИМСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА (скульптура).В Японии театральные маски появились в 7-8 вв.
Они были заимствованы из Китая и первоначально использовались во время придворных танцев бугаку. Для этих церемоний во дворцах и храмах, куда допускалась лишь знать, использовались большие, искусно сделанные маски. Эти представления были предшественниками театра Но, который зародился в 14 в. и сохранился без изменений до нашего времени.
Дошли 210 пьес Но, это короткие лирические истории, основанные на фольклорных сюжетах, знакомых практически каждому японцу. Первоначально в спектаклях участвовала только знать, но со временем они стали любимым развлечением всех японцев. На сцене могут появляться только мужчины. Костюмы и маски актеров изготавливаются по строгим канонам, поэтому зрители легко узнают персонажей, когда те появляются на сцене.
В спектаклях Но используется около 120 масок пяти типов: старик, мужчина, женщина, бог или богиня, дьявол или гоблин. Маски закрывают только лицо и обычно надеваются с париками; их вырезают из дерева, покрывают слоем грунта и затем лакируют. Многие старинные маски используются до сих пор. В Италии в 14-17 вв. процветала комедия дель арте, откуда пришли знаменитые по сей день персонажи-маски Арлекин, Пульчинелла и другие. Французские театры заимствовали приемы комедии дель арте и использовали маски в своих изысканных комедиях и пантомимах. Пьеро и Пьеретта французские двойники Арлекина и Пульчинеллы. Эти герои, а также маски и маскарады были в моде во Франции вплоть до конца 18 в. Они стали частью образа жизни, и, надевая маски во время традиционных праздников, люди с удовольствием нарушали общепринятые нормы поведения. Сегодня театральные маски редко можно увидеть на сцене.Время от времени они появляются вновь, как, например, в 1920-е годы, когда талантливый мастер В.Т.Бенда дал им новую жизнь и они стали использоваться в драме, танце и пантомиме. Последователи театрального художника Э.Г.Крэга разделяли его увлечение масками, которые, например в Царе Эдипе, выражали второе "я" героя. В целом же роль маски в современном театре невелика.
Традиционные карнавальные маски ведут свое происхождение от церемониальных и театральных масок. У них тоже длинная история. В Сиаме, Яве, Бирме и вообще на Востоке ритуальные маски со временем потеряли свое религиозное значение и часто появлялись лишь как замысловатое украшение. В средневековой Европе маски находили применение в мистериях и моралите, однако интереснее использование масок в сохранившем языческий оттенок Празднике дураков.
ЛИТЕРАТУРА
Авдеев А.Д. Происхождение театра. Л., 1959 .