Энциклопедия Кольера - мифология классическая. происхождение богов и людей
Мифология классическая. происхождение богов и людей
Генеалогии богов. Теогония Гесиода начинается с Хаоса "зияния", "пустоты". После Хаоса возникают Гея ("Земля"), Тартар (подземный мир) и Эрос ("Любовь", "Влечение"), играющий основную роль в последующем процессе возникновения. От Хаоса происходят абстрактные первопотенции: Эреб ("Тьма") и Никта ("Ночь"), от брака которых рождаются Эфир ("Воздух") и Гемера ("День"). Кроме того, Ночь одна порождает Смерть, Сон, Сновидения, различных богинь судьбы, участи и возмездия, Несчастье и проч. Хотя все эти существа в каком-то смысле боги, они вместе с тем определяют течение человеческой жизни. Они появляются в самом начале божественной и человеческой истории и продолжают действовать в последующих поколениях. Главная линия генеалогии богов продолжается с рождением Урана ("Неба") от Земли и с последующим браком между Ураном и Землею, от которого рождается старшее поколение богов титаны. Крон (Сатурн), предводитель титанов и отец Зевса, разделяет Небо и Землю, оскопляя своего отца, возлежащего с его матерью.
После этого он становится царем богов, однако ему суждено уступить свою власть Зевсу. Желая избежать такой участи, Крон пожирал детей своей сестры и супруги Реи (Опс). По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень, и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно воспитан в убежище на о.
Крит. Впоследствии Зевс заставил отца изрыгнуть проглоченный камень и таким образом освободил остальных детей. Титаны восстали, но потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар, и хотя после этого были и другие восстания например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.
Создание человека. В Теогонии повествуется о героях, родившихся от божественных матерей, и о смертных избранницах богов.
Здесь же приводится миф о сотворении первой женщины, который рассказывается также в Трудах и днях Гесиода. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества.Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя "автохтонами", возникшими из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса "отец богов и людей".
Жизнь человека. Во всех греческих мифах рассказ о происхождении мира и первых поколениях богов служит прелюдией к рассказу о существующем положении вещей: о царстве Зевса.
Если удел настоящего это жестокая реальность, пот и страдания, то отдаленное прошлое часто воспринималось как эпоха довольства и изобилия. В Трудах и днях Гесиод размышлял об утрате этого былого рая и приводил различные мифы, которые объясняли его закат. Согласно одному из преданий, Прометей, заступник людей, украл для них огонь у Зевса.
В отместку человек получил в дар женщину, Пандору, которая открыла кувшин (не ящик, как в позднейших версиях), в котором были заключены все виды зла. Сам Прометей был прикован к скале, и хищные птицы клевали его печень, пока, с дозволения Зевса, он не был освобожден Гераклом. Согласно другому преданию, следующие друг за другом расы людей постепенно деградировали: людей золотого века сменили люди серебряного, затем бронзового, наконец жалкая порода нынешнего железного века. Эту последовательность лишь однажды нарушает род героев мужей микенских преданий.В Теогонии Гесиода Прометей появляется вновь и навлекает несчастья на человека обманом, совершенным им на совместном пиру людей и богов, где он хитростью заставил Зевса предпочесть кости, обернутые туком, обычная "доля богов", сжигаемая при жертвоприношениях, -хорошему мясу. Вот почему жертвоприношения главный способ выражения благочестия у греков всякий раз возбуждали новый приступ гнева у Зевса.
.