Энциклопедия Кольера - монофелитство
Монофелитство
(от греч. monos один, thelema воля), течение в раннехристианской церкви, утверждавшее, что Христос обладал только одной волей. Монофелитство возникло в эпоху мусульманского завоевания. Константинополь еще оставался непокоренным, однако в 629 арабы вторглись в Сирию и в скором времени захватили территорию Сирии, Палестины и Египта.
В этих условиях было чрезвычайно важно сохранить единство Византийской империи, серьезно подорванное богословским спором с монофизитами. Поэтому было выдвинуто положение, согласно которому во Христе существует только одна богочеловеческая энергия, а в 638 император Ираклий издал Эктесис (Изложение), утверждавший, что Христос обладал только одной волей (положение, удовлетворившее восточных монофизитов). Тем не менее в 648 императору Константу II пришлось подтвердить это учение в своем Типосе (Образце), запрещавшем дальнейшие споры по этому вопросу, в надежде успокоить западное духовенство, придерживавшееся халкидонского учения о двуединстве природ во Христе. Папа Мартин I (649-655), видя возможность распространить свою власть на Восточную церковь, созвал в 649 поместный собор в Риме, провозгласивший, что Христос обладал не одной, а двумя волями божественной и человеческой. В ответ на это император приказал схватить Мартина, подверг его пыткам и сослал в Тавриду (современный Крым), где тот и умер.Окончательное разрешение этот спор получил только на VI Вселенском соборе (III Константинопольский, 680), постановившем, что во Христе содержатся "две естественные воли... не противоположные... но человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле". Это положило конец спорам о природах во Христе, и церковь отказалась от монофелитства, хотя некоторые историки утверждают, что оно сохранялось у маронитов вплоть до 12 в.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 .