Энциклопедия Кольера - мусоргский модест петрович
Мусоргский модест петрович
МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. Портрет работы И. Е. Репина.(1839-1881), русский композитор. Родился 21 марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке.
Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы ("Могучей кучки"), и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими).
В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858, исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859, исполнен в 1861). Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 в Лесном департаменте и Государственном контроле). Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано; оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867; более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе); сцены из двух опер "большой" романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863-1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от "натуральной" школы, доминировавшей в литературе того времени).Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый "польский" акт и новый финал народный бунт ("Под Кромами"), а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874.
В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868-1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875-1877. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами).
С 1876 (а по некоторым данным раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным кроме вокальных циклов крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874; широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В.А.Гартмана. Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т.И. Филиппова, однако в 1880 он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы Дарьи Леоновой. В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, И.
Е. Репин и написал известный портрет композитора). Умер Мусоргский 28 марта 1881.
Критическая оценка. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия Борис Годунов и несколько вокальных произведений; другие вещи остались неопубликованными, а две оперы незаконченными. Давний друг Мусоргского Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все сочинения Мусоргского.
Однако, завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Это коснулось также Бориса Годунова, в котором Римский-Корсаков сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу.
Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова, и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Целью Римского-Корсакова было прежде всего придать профессионально безупречный облик остро самобытной и часто неуклюжей, с обычной точки зрения, манере Мусоргского. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, "эмпирическая" гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова.Идеалом Мусоргского, как и многих других русских художников и писателей 1860-х годов, была не стройность формы, а правда жизни. Лучшие из песен композитора, лучшие страницы его опер представляют собой сцены, непосредственно подсмотренные в действительности и затем с поразительной оригинальностью и убедительностью воплощенные в музыке.
Живой струей в произведения Мусоргского вливается лирика, идущая от народной песенности: в песне композитор видел важнейший элемент национального самосознания. Созданию шедевра оперы Борис Годунов, где стиль Мусоргского достигает гармоничной уравновешенности, немало способствовали замечательное драматургическое чутье композитора.
Еще большее значение народная песенность приобретает в сочинениях следующего периода, особенно в опере Хованщина. Мусоргский, самый яркий представитель русской "Пятерки" "Могучей кучки", был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Он хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера.
Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию "пустые" аккорды и унисоны; его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. Оперный оркестр Мусоргского, при большой выразительности, довольно аскетичен и полностью подчинен вокальным партиям. В своей редакции Бориса Римский-Корсаков принес в жертву блестящей инструментовке гибкость и многообразие соотношений голосов и оркестра, образующих в подлинной партитуре своего рода тембровые блоки.Клавир второй редакции оперы был опубликован в 1874, в 1928 стали доступными клавир и партитура, совмещавшие первую и вторую авторские редакции; в наши дни в составе Полного собрания сочинений композитора каждая редакция публикуется отдельно (в виде и клавира, и партитуры).
ЛИТЕРАТУРА
Хубов Г. Мусоргский. М., 1969 Шлифштейн С.
Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975 Рахманова М. Мусоргский и его время. Советская музыка, 1980, №№ 9-10 М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989 .