Энциклопедия Кольера - нижинский вацлав фомич
Нижинский вацлав фомич
ВАЦЛАВ ФОМИЧ НИЖИНСКИЙ
АННА ПАВЛОВА И ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙВ 1908 Нижинский познакомился с С.П.Дягилевым, который пригласил его как ведущего танцовщика для участия в "Русском балетном сезоне" 1909. Парижская публика с энтузиазмом приветствовала блестящего танцора с его экзотической внешностью и поразительной техникой. Талант Нижинского проявился в таких спектаклях М.М.Фокина, как Павильон Армиды (музыка Н.Н.Черепнина), Клеопатра (на музыку А.С.Аренского и других русских композиторов) и дивертисмент Пир; огромным успехом пользовалось в его исполнении па-де-де из Спящей красавицы Чайковского; в 1910 он блистал в Жизели, балетах Фокина Карнавал и Шахерезада (на музыку Н.А.Римского-Корсакова). Затем Нижинский вернулся в Мариинский театр, но вскоре был уволен в результате скандала (показавшись в слишком откровенном костюме на спектакле Жизели, который посетила вдовствующая императрица) и стал постоянным членом дягилевской труппы. С этих пор ее планы строились в расчете на Нижинского; он исполнял главные роли в новых постановках М.М.Фокина Видении розы (на музыку К.М.фон Вебера) и Петрушке И.Ф.Стравинского. Поощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал свои силы как хореограф и сменил на этом посту Фокина. Первая работа Нижинского Послеполуденный отдых фавна на музыку К.Дебюсси (1912) поразила публику, которая не привыкла к хореографии, строящейся на профильных позах, угловатых движениях. Для следующих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля. В 1913 Нижинский поставил Игры Дебюсси и тогда же появилась его самая значительная работа Весна священная И.Ф.Стравинского. Нижинский был кумиром всей Европы. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками многим казалось, что танцор "зависает" в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив. В 1913, находясь на гастролях в Южной Америке, Нижинский женился на венгерской артистке Ромоле Пульской, за что глубоко обиженный и ревнивый Дягилев, связанный с Нижинским интимными отношениями, изгнал танцора из труппы. Нижинский пытался создать собственную труппу, но важный для нее лондонский ангажемент был провален из-за административных неурядиц. Во время Первой мировой войны Нижинский был интернирован в Венгрии как российский подданный. Свой последний балет Тиль Уленшпигель (на музыку Р.Штрауса) Нижинский поставил в 1916; начиная с 1917 он находился под наблюдением врачей, с конца 1940-х годов жил в Лондоне, где и умер 11 апреля 1950.
ЛИТЕРАТУРА
Красовская В.М. Нижинский. Л., 1974 Нижинский В.Ф. Дневник Вацлава Нижинского. М., 1995 Нижинская Р. Вацлав Нижинский. М., 1996 Нижинская Б.Ф. Ранние воспоминания, в 2 ч. М., 1999