Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - одоевский владимир федорович

Одоевский владимир федорович

(1803-1869), русский философ, писатель, литературный и музыкальный критик. Родился 30 июля 1803 в Москве. Принадлежал к ветви рода Рюриковичей. В 1822 окончил Московский университетский благородный пансион. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета, философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. В начале 1820-х годов Одоевский публикует свои первые литературные произведения в журнале "Вестник Европы".

В 1823 вместе с Д.В.Веневитиновым создает в Москве "Общество любомудров" первое российское философское общество. В 1824-1825 вместе с В.Кюхельбекером издает литературно-философский альманах "Мнемозина". Одоевский крупнейший представитель русского романтизма. Русские ночи (1844), главная книга Одоевского, содержит исключительно высокую оценку творчества Шеллинга: "В начале ХIХ века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в ХV, он открыл человеку неизвестную часть его мира... его душу". Уже в 1820-х годах, переживая увлечение философией искусства Шеллинга, Одоевский написал ряд статей, посвященных проблемам эстетики. Но увлечение Шеллингом в духовной биографии Одоевского далеко не единственное.

В 1830-е годы он находился под сильным влиянием идей новоевропейских мистиков Сен-Мартена, Арндта, Портриджа, Баадера и др. В дальнейшем Одоевский изучал патристику, проявляя, в частности, особый интерес к традиции исихазма. Результатом многолетних размышлений о судьбах культуры и смысле истории, о прошлом и будущем Запада и России стали Русские ночи.

"Односторонность есть яд нынешних обществ и причина всех жалоб, смут и недоумений", утверждал Одоевский в Русских ночах. Эта универсальная односторонность, считал он, есть следствие рационалистического схематизма, не способного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека. По Одоевскому, только познание символическое может приблизить познающего к постижению "таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную".

Для этого, пишет он, "естествоиспытатель воспринимает произведения вещественного мира, эти символы вещественной жизни, историк живые символы, внесенные в летописи народов, поэт живые символы души своей". Мысли Одоевского о символическом характере познания близки общей традиции европейского романтизма, в частности теории символа Шеллинга (в его философии искусства) и учению Ф.

Шлегеля и Ф.Шлейермахера об особой роли в познании герменевтики искусства понимания и интерпретации. Человек, по Одоевскому, в буквальном смысле живет в мире символов, причем это относится не только к культурно-исторической, но и к природной жизни: "В природе все есть метафора одно другого". Сущностно символичен и сам человек. В человеке, утверждал мыслитель-романтик, "слиты три стихии верующая, познающая и эстетическая".

Эти начала могут и должны образовывать гармоническое единство не только в человеческой душе, но и в общественной жизни. Именно подобной цельности не обнаруживал Одоевский в современной цивилизации. Считая, что США олицетворяют вполне возможное будущее человечества, Одоевский с тревогой писал о том, что на этом "передовом" рубеже происходит уже "полное погружение в вещественные выгоды и полное забвение других, так называемых бесполезных порывов души". В то же время он никогда не был противником научного и технического прогресса. На склоне лет он писал: "То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами".

Бесспорным фактом для него было и то, что "с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше". Однако в целом, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация, по убеждению Одоевского, из-за "одностороннего погружения в материальную природу" может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни.

За бегство от бытия в "мир грез" современной цивилизации человеку рано или поздно приходится расплачиваться. Неизбежно наступает пробуждение, которое приносит с собой "невыносимую тоску". Отстаивая свои общественные и философские взгляды, Одоевский нередко вступал в полемику как с западниками, так и со славянофилами. В письме лидеру славянофилов А.

С.Хомякову (1845) он так характеризовал собственную позицию: "Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине". Действительно, Одоевский, замечательный писатель-романтик и своеобразный мыслитель, не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из двух важнейших направлений русской мысли первой половины 19 в.

славянофильству или западничеству. В то же время он никогда не стоял в стороне от этого русского спора и, следуя своим самостоятельным ("узким") путем, был его непосредственным участником. Умер Одоевский в Москве 27 февраля 1869.

ЛИТЕРАТУРА

Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма: Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913 Одоевский В.Ф. Сочинения, тт. 1-2. М., 1981 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое одоевский владимир федорович
Значение слова одоевский владимир федорович
Что означает одоевский владимир федорович
Толкование слова одоевский владимир федорович
Определение термина одоевский владимир федорович
odoevskiy vladimir fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины