Энциклопедия Кольера - оркестр
Оркестр
коллектив музыкантов, обычно включающий в себя исполнителей на струнных инструментах. Оркестры создаются для публичных исполнений музыки концертов, а также для сопровождения театральных представлений. Слово "оркестр" греческого происхождения и означает площадку для танцев; в Древней Греции этот термин относился к пространству между публикой и просцениумом, т.
е. к тому месту, которое теперь занимает оркестр в театре. История современного оркестра относительно непродолжительна, и оркестр в современном понимании понятие достаточно широкое, не связанное жестко с количеством и составом участников. Сама практика совместной игры на нескольких инструментах восходит к весьма отдаленным временам, но такая игра (в 16 в.
т.н. консорт, состоявший из нескольких виол или других однородных инструментов) может быть названа скорее ансамблевой, чем оркестровой. Развитие ансамбля различных по типу инструментов связано с поиском возможностей благозвучного согласования строя и тембров этих инструментов. Хотя при многих европейских дворах в 16 в. и раньше состояли большие группы музыкантов, они играли только маленькими ансамблями родственных инструментов, ибо при более крупных и разнородных составах было бы трудно достичь согласования.
На Востоке, в Китае большие придворные оркестры были известны со времен династии Тан (7-10 вв.). В Европе оркестр начал играть важную роль с появлением оперы как жанра (в Италии в 17 в.). Я.Пери в опере Эвридика (1600) предусматривает для аккомпанемента певцов оркестр, состоящий из клавесина, виолы да гамба, теорбы (вид лютни) и гитары; в одну из сцен оперы для специального эффекта вводится три флейты.
Настоящим же отцом европейского оперного оркестра справедливо считается К.Монтеверди; именно в его Орфее, поставленном в Мантуе в 1607, впервые появляется достаточно внушительный состав разнородных инструментов, как смычковых, так и щипковых, а также духовых (тромбоны, трубы и другие). Инструменты используются в разных комбинациях как для сопровождения пения, так и отдельно от него, что позволяет Монтеверди создавать массу совершенно новых звуковых и колористических эффектов, хотя при этом, если судить по скупым указаниям в партитуре, многое оставляется композитором на усмотрение исполнителей.
Богатое оркестровое письмо Монтеверди не вошло в повседневную практику отчасти потому, что содержать большой оркестр было дорого, отчасти же потому, что в музыке данной эпохи доминировало пение, и роль оркестра, даже в выдающихся произведениях, не говоря уже о рядовых, оставалась сугубо подчиненной. К концу 17 в. основой оркестра стал струнный ансамбль, состоявший из скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов, что примерно соответствовало разным диапазонам человеческого голоса (сопрано, альт, тенор, бас). В стиле basso continuo практически обязательным участником оркестра был клавишный инструмент (клавесин, орган и т.д.) в его партии осуществлялась гармоническая поддержка струнных. Включение в оркестр других инструментов не было регулярным и зависело, до известной степени, от наличия этих инструментов и меры их технического совершенства. Скрипичные мастера достигли вершин в конце 17 в., и потому скрипка очень рано вошла в состав оркестра; напротив, большинство духовых инструментов вплоть до 19 в. отличалось примитивностью и, следовательно, ограниченностью возможностей игры на них. В операх А.Скарлатти, появившихся в период с 1690 по 1720, используется в основном струнный оркестр с поддержкой клавесина или других гармонических инструментов (например, лютней или гитар). В отдельных случаях Скарлатти добавляет к этому составу флейты, гобои, тромбоны или трубы, трактуя их как облигатные голоса, создающие разнообразие звукового колорита.В принципе таков же оркестр Баха и Генделя: духовые добавляются к струнным только в специальных случаях, в связи с особыми задачами. Интересно отметить, что в каждом из шести Бранденбургских концертов Баха используется свой состав добавленных облигатных инструментов. Традиционный оркестр в современном его понимании формируется во второй половине 18 в.
в классическом симфоническом стиле К.Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. Типичный оркестр Моцарта и Гайдна имеет в основе струнную группу (число исполнителей может меняться, но в принципе невелико), к которой добавляются флейта, два гобоя, два фагота и две валторны, а при необходимости трубы и ударные. В добетховенскую эпоху кларнет не был закреплен в составе оркестра. Партитуры Бетховена обычно написаны для следующего состава: струнные, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две трубы, четыре валторны, три тромбона и литавры (т.н. парный состав). С незначительными отклонениями этот состав считался нормой на протяжении примерно полувека. Характерные черты классического состава деление на "хоры", соответствующие группам инструментов, причем в каждом хоре (струнном, деревянном духовом, медном духовом) достигается полнота гармонии. Со времени Бетховена изменения в составе оркестре шли скорее вширь, чем вглубь, т.
е. вместо двух деревянных или медных духовых одного вида стало употребляться по три или по четыре инструмента; кроме того, в партитурах появились такие инструменты, как бас-кларнет, контрафагот и туба, которые добавлялись к соответствующим хорам, усиливая их.Так обстоит дело, например, в оркестре Вагнера (оркестр т.н. тройного или даже четверного состава). Процесс расширения оркестра продолжался, и Берлиоз, который уделял много внимания теории и практике оркестра и в своих партитурах давал образцы необычайно изысканной и сложной инструментовки, полагал, что идеальный оркестр должен состоять из 242 исполнителей.
Господствовавшая в конце 19 и начале 20 вв. тенденция к расширению оркестрового состава привела не только к увеличению числа исполнителей, но и к включению в оркестр многих необычных инструментов для особых эффектов, так что можно утверждать, что в оркестровых партитурах в разное время были использованы едва ли не все существующие инструменты.Состав оркестра продолжает изменяться и развиваться в соответствии с намерениями композиторов. Симфонический оркестр второй половины 20 в. обычно насчитывает около 100 исполнителей, причем примерно половина из них занята в струнном "хоре". Оркестр Гайдна или Моцарта в наше время характеризуется термином "малый оркестр"; меньшие инструментальные составы называются "камерным оркестром".
Существуют также струнные оркестры и духовые оркестры (состоящие из разных видов деревянных и медных духовых).См. также Духовой Оркестр.
ЛИТЕРАТУРА
Роталь-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. М., 1961 Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. Л., 1969 .