Энциклопедия Кольера - сюита
Сюита
музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы, балета или произведения другого масштабного жанра и даже собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную основу.
Предшественником сюиты можно считать распространенное в конце эпохи Ренессанса парное сочетание танцев медленного, важного (например, павана) и более оживленного (например, гальярда). Позже такой цикл стал четырехчастным. Немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667) создал модель инструментальной танцевальной сюиты: аллеманда в умеренном темпе и двудольном размере изысканная куранта жига размеренная сарабанда.
Сюита как жанр развивалась под влиянием оперы и балета. В ней появились новые танцы и песенные части в духе арии; возникли сюиты, состоящие из оркестровых фрагментов музыкально-театральных произведений. Важным элементом сюиты стала французская увертюра вступительная часть, состоящая из медленного торжественного начала и быстрого фугированного заключения.
В некоторых случаях термин "увертюра" замещал термин "сюита" в заголовках произведений; другими синонимами стали термины "ордр" ("порядок") у Ф.Куперена и "партита" у И.С.Баха. В середине 1700-х годов сюита слилась с сонатой, и сам термин перестал употребляться, хотя структура сюиты продолжала жить в таких жанрах, как серенада, дивертисмент и другие.
Обозначение "сюита" стало вновь появляться в конце 19 в., часто подразумевая, как и раньше, собрание инструментальных фрагментов из оперы (сюита из Кармен Ж.Бизе), из балета (сюита из Щелкунчика П. И. Чайковского), из музыки к драматической пьесе (сюита Пер Гюнт из музыки Э. Грига к драме Ибсена). Некоторые композиторы сочиняли самостоятельные программные сюиты среди них, например, Шехеразада Н.А.Римского-Корсакова по восточным сказкам.ЛИТЕРАТУРА
Попова Т. В. Сюита. М., 1963 .