Энциклопедия Кольера - янь фу
Янь фу
В 1913-1916 был дипломатическим и юридическим советником канцелярии президента Юань Шикая, участвовал в работе комиссии по выработке временной конституции. Умер Янь Фу в Фучжоу 27 октября 1921. Выполненные в классической манере стилистики блестящие переводы Янь Фу впервые познакомили китайское общество с сочинениями Ш.
Монтескье (О духе законов), А.Смита (Исследование о природе и причинах богатства народов), Т.Гексли (Эволюция и этика), Дж.С.Милля (Система логики силлогистической и индуктивной). В публицистических сочинениях Янь Фу первым открыто выдвинул задачу национального спасения, предложил ее решение с позиций социал-дарвинистского эволюционизма.
Известность ему принесло опубликование в 1895, после поражения Китая в войне с Японией, серии политико-философских статей: Лунь щи бянь чжи цзи (О стремительности перемен в мире), Юань цян (Обращение к источникам могущества, в русском переводе Источники силы), Пи Хань (Опровержение Хань [[Юя]]), Цзю ван цзюэ лунь (Окончательное суждение [[о путях]] спасения), в которых он, порвав с конфуцианской традицией, обратился к "поиску истины на западе" (выражение Мао Цзэдуна).
Признавая "государство подобным организму", а "политические мероприятия подобными растениям", Янь Фу трактовал жизнь общества в категориях борьбы за существование и естественного отбора. Источником исконной свободы государства и человека считал природу Небо (тянь). Классическую формулу Мэн-цзы "народ первостепенно ценен... правитель третьестепенен" Янь Фу истолковывал в духе теории "общественного договора" Ж.Ж.Руссо, объясняя возникновение правительства и аппарата подавления инициативой народа, нуждавшегося в защите, и "существованием зла". Отношения типа "государь подданные" порождены необходимостью и отличны от свободного развития дао, но потому они и не вечны. Однако время безгосударственного самоуправления еще не настало не только в Китае, но и в "образцовых" западных государствах, где, по мнению Янь Фу, "из важных вопросов государственного значения семь десятых решает сам народ, а три десятых правительство". Могущество Запада Янь Фу связывал с принятием и развитием там "общих принципов" (гун ли, см. гун, ли) равенства, свободы, народного суверенитета и демократии. Но "одними политическими мерами... нельзя добиться успеха в управлении [[государством]]", ибо "бедность и богатство, сила и слабость, порядок и смуты в государстве определяются физическими, умственными и нравственными качествами его народа".Поэтому государственная политика должна быть направлена на достижение трех главных целей: "развитие физических сил народа, просветление его ума и обновление его морали". Поднять моральный уровень, по Янь Фу, может лишь пробуждение любви к родине, а "для этого нужно учредить в столице парламент и повелеть по всей Поднебесной провести публичные выборы правителей уездов и областей".
В последние годы жизни Янь Фу выступал за изучение конфуцианской классики, против замены литературного языка вэньяня близким к разговорному языком байхуа.
ЛИТЕРАТУРА
Источники силы; Опровержение Хань Юя. В кн.: Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898), М., 1961 Крушинский А.
А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989 История китайской философии. М., 1989 Кобзев А.И. Китай. В кн.: История политических и правовых учений. XIX век, М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 .