Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - аккомпанемент
Аккомпанемент
(accompagnamento, accompagnement) — музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами.
Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из аккордов, и контрапунктический, в котором несколько партий сохраняют полную самостоятельность наравне с сопровождаемой мелодией.
В современном музыкальном искусстве принято выписывать весь аккомпанемент. В прежние же времена в музыкальных сочинениях задача сопровождения представляла большее затруднение для аккомпаниатора. Так как большая часть сопровождающих голосов не выписывалась, а обозначалась приблизительно только цифрами под басом, то аккомпаниатору представлялась большая свобода в воспроизведении намеченного композитором сопровождения.
Подобного рода сопровождение давало большую свободу изобретательности аккомпаниатора и имело существенное значение в музыке XVII и XVIII столетий как аккомпанемент для клавесина и органа.
Бас с цифрами, обозначавший аккомпанемент, назывался цифрованным басом или генерал-басом. По своей обработке в особенности замечателен аккомпанемент Генделя.
Вышеупомянутый генерал-бас первоначально обозначал также учение о гармонии, находившейся в тесной связи с аккомпанементом.
Самые лучшие учебники генерал-баса в смысле искусства аккомпанемента составлены Гаспарини, Маттесоном, Гейнихеном и Ф. Е. Бахом.
В настоящее время при самостоятельном развитии науки о гармонии генерал-бас потерял свое прежнее значение; им пользуются только для музыкальной скорописи. Генерал-бас играет роль музыкальной стенографии.
Для инструментальной или вокальной мелодий аккомпанементы пишутся: органные, фортепьянные, квартетные, оркестровые; для вокальной мелодии бывают и хоровые аккомпанементы.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907