Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - бас
Бас
(итал. basso — низкий, низко) — означает в музыке нижний или самый низкий по тембру голос — в многоголосных инструментальных и вокальных произведениях. Этим объясняется то большое значение, которое он имеет в музыке, относящееся скорее к гармонии, чем к мелодии; остальные же три верхние голоса (сопрано, альт, тенор) имеют более мелодическое значение. В какой степени общее учение о гармонии зависит от Б., можно видеть из того, что учение о гармонии и "генерал-бас" однозначны. При практическом исполнении музыки требуется, чтобы Б. выделялся всегда в надлежащей степени. Так как в пении достигнуть этого довольно трудно, то были изобретены басовые инструменты (см. это сл.) и особый способ сопровождения (см. basso continuo), которые служат в помощь певцу. В вокальной области объем хорошего басового голоса равняется почти двум октавам (от fa большой октавы до mi в первой октаве и больше). Самые низкие голоса встречаются в России; они имеют более низкие ноты, чем обозначенное выше fa, как, напр., mi, re, do. Прекрасные Б. встречаются также и в Германии. Итальянские Б. соединяют в себе редко встречаемые у других народов качества: объем, силу, благозвучие и легкость. Б. имеет особый нотный ключ, который называется басовым ключом, или ключевым fa. Нота, находящаяся на линейке нотоносца, которую охватывает ключ fa, получает свое название от этого ключа. Ключ, поставленный на 4-й линейке (считая от нижней), называется басовым; нота, которую он обозначает, находится в малой октаве. Тот же ключ, поставленный на 5-й линейке, называется басопрофундовым ключом; поставленный на 3-й линейке — баритоновым. Наиболее употребляемый из всех этих ключей — басовый ключ, находящийся на 4-й линейке.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.