Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - благовещение
Благовещение
общее значение этого слова: — добрая, радостная весть (εύανγέλιον) благовестие, то же, что и Евангелие, а частное указывает на праздник Благовещения Εύανγελισμός, annuntiatio), бывающий 25 марта. В этот праздничный день церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом в галилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии, недавно пред сим обрученной Иосифу, тайны воплощения от Ней Бога-Слова (Лук. 1, 26—38). В церковной службе этого праздника изображаются разные обстоятельства этого события. Тропари канона представляют как бы беседу архангела Гавриила с Пресвятою Девою. Так как от времени бессемянного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." (тропарь). Праздник этот церковь причисляет к великим двунадесятым. Еще св. Иоанн Златоуст называет его первым праздником (πρώτη έορτη) и корнем (ρ'ίξα) праздников. Крайние термины, с которыми совпадает праздник Благовещения: четверг 3-й недели Великого поста и среда Светлой седмицы. Церковное празднование зависит от времени, в которое случится этот праздник. Если он случится прежде Лазаревой субботы, церковь празднует его три дня; если в эту субботу — два; если в Страстную или Светлую седмицы — один день. Но по величию праздника он не отменяется даже и в Пасху, и пост ради этого праздника ослабляется. Поэтому шестой Вселенский собор 52-м правилом постановил в день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и не прежде освященных даров, которая совершается в Великом посту. И в народе день Благовещения считается величайшим праздником, в который должен быть общий покой и радость. Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы. Мы имеем указания на него от IV века. Прежде всего празднование этого дня установилось, предполагают, в Константинополе или в Малой Азии. Определение времени праздника Благовещения, может быть, зависело от праздника Рождества Христова: Рождество бывает 25 дек., а Благовещение 25 марта. Некоторые древние писатели время этого праздника, 25 марта, ставят в некоторой связи с сотворением мира, конечно, без твердых к тому оснований. "Сотворение человека было в 25-ый день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нея воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться через Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан". Так рассуждал в VI в. архиепископ Антиохийский Анастасий.
В. П.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907