Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - боссюэт жак бенин

Боссюэт жак бенин

(Bossuet) — знаменитый франц. проповедник, историк и богослов. Род. в Дижоне 27 сент. 1627 г. умер в Mo в 1704 г. Воспитывался в Дижонской иезуитской коллегии и затем в College de Navarre в Париже, где и защищал в 1648 г. диссертацию на звание бакалавра теологии (la tentative) в присутствии Кондэ. В 1652 г. Б. получает Мецский диоцез, работает здесь над завершением своего образования и проникается учением св. Августина и бл. Хризостома, которые хотели сделать из католицизма практическую и политическую религию, изгнав из него мистический элемент. В Меце Б. борется против протестантских пасторов Ферри и Ансильона и обращает в христианство евреев, занимавших в Меце исключительно хорошее для того времени положение. Успехи Б. в пропаганде католичества обратили на себя внимание, и его часто стали вызывать для проповедей в Париж. Между 1659—69 г. Б. проповедовал ежегодно в течение поста в Париже, причем многие из его проповедей произнесены при дворе в Луврской капелле; к этому периоду относятся его лучшие проповеди. В 1699 он был назначен епископом Кондомским, а с 1670 делается воспитателем дофина и почти совсем оставляет церковную кафедру. В этой должности епископ Кондомский остается 10 лет, до женитьбы своего воспитанника. В 1681 г. Б. назначен епископом в Mo и удаляется туда, оставаясь верным своей пастве до самой смерти. Б. начал записывать свои речи и работать над догматическими трудами лишь в 40 лет, но все-таки, за исключением Вольтера, ни один французский писатель не написал так много, как он. Труды Боссюэта относятся к 3 родам: 1) проповеди, 2) надгробные речи и 3) политическо-догматические сочинения. Проповеди по содержанию распадаются на 3 категории: 3) дидактически-теологического характера ("О доброте и строгости Божьей" "Первая проповедь в Страстную Пятницу" и др.); они несколько банальны по языку и содержанию и относятся к менскому периоду деятельности Б. 2) Философско-этического характера ("о честолюбии", "о смерти", "о Промысле", "о светской чести"); они относятся к наиболее блестящему времени деятельности Б. 3) Церковно-обрядового характера. В своих проповедях Б. не только высокоталантливый представитель известного рода церковных воззрений, но и величайший оратор Франции и замечательнейший стилист. Богатство и гибкость языка, поэтичность образов, смелый лиризм вступлений и сила вдохновения делают Б. великим писателем. Начиная свои речи обыкновенно очень просто, он достигает высшего пафоса, почти что не прибегая к риторическим приемам. Лучшей из его проповедей считается проповедь "О смерти", полная глубокой веры и любви к человечеству, которое проповедник хочет избавить от страшного гнета страха смерти. Б. в этой проповеди замечательно сходится с идеями Паскаля о смерти. В "надгробных речах" (Oraisons funebres), имеющих те же блестящие качества, как и проповеди, Б. является новатором: он создал этот особый вид красноречия и не имел в нем ни предшественников, ни последователей, подобно тому, как Лафонтен воплотил в себе басню во Франции, не основав школы баснописцев. Всех надгробных речей 10, из которых самые знаменитые на смерть Ник. Корнэ, директора College de Navarre, Генриэты, королевы английской, Летелье, Тюрена и Кондэ. В названных речах Б. обозревает всю историю XVII в., сгруппированную вокруг великих имен, создавших ее и сошедших один за другим в могилу. История борьбы с янсенизмом наполняет речь над гробом Корнэ; смерть Генриэты Английской дает оратору случай высказать суждение об английской революции и представить яркую картину одного из величайших событий новой истории. У гроба Марии Терезии Б. дает полную характеристику царствования Людовика XIV, а по случаю смерти принцессы Палатинской говорит о волнениях Фронды. Самая блестящая речь — на смерть Кондэ. В ней Б. рассматривает всю военную историю своего времени, перечисляет все победы великого полководца и, далекий от панегирического тона, дает верные и резкие характеристики деятелей того времени.

Из исторических трудов Б. особенно замечательны: "Рассуждение о всеобщей истории" (Discours sur l'Historié Universelle (Пар., 1681) и "Политика основанная на Свящ. Писании" (Politique tirée de l'Ecrit Sainte, Пар., 1709; рус. пер. СПб., 1802 г.). Основная идея "Disc. sur l'Hist. univ." — решающее влияние на культуру Греции и Рима израильского племени. Любопытно видеть, как на расстоянии 200 лет другой гениальный историк, Е. Ренан, проникся тем же сознанием великой роли иудейского элемента в истории цивилизации и в "Hist. du peuple d'Israël" выставляет положение не очень далекое от идей Б. Замечательны в философском отношении Méditations sur l'Eyangile и "Elévations sur Mystères" напечатанный уже после смерти Б. в 1727 и 1731 г. его племянником. Эти сочинения проникнуты вдохновением и искренностью, наивной верой христианина и глубиной философа. Из догматических сочинений замечательна "История изменений в Протестантской церкви" ("Hist. des variations des eglises protestantes"). Основная идея всей проповеднической деятельности Б. — желание сблизить протестантов с католиками; ею объясняется мягкость и уступчивость его в борьбе с врагами католичества — он чувствовал, что насильственные меры ведут только к ожесточению гонимых, и в 1682 г. стоял во главе оппозиции против требований Римской курии, видя, что они уничтожают возможность сближения с протестантами. Эта миролюбивая политика сильно вооружила против Б. ультрамонтанских писателей. Как духовный писатель Б., по меткому выражению Низара, совмещает в себе две древности: языческую и христианскую. В его проповедях чувствуется сильное влияние классических ораторов и глубокое знание греческой и римской литературы, но вместе с тем он по духу ученик Отцов Церкви и в особенности св. Августина. Сочинения Б. существуют в огромном количестве изданий. Самых замечательных 5: 1) Издание венецианское самое старое (10 т. in 4° 1736—1757); 2) издание Pérau и Leroy (20 т. in 4°, 1743—1753); 3) издание Бенедиктинцев или Дома Дефориса (1772—1778, 21 т. in. 4°); 4) версальское издание 1815 и след. гг. аббата Карона 43 т. in 8 (самое лучшее из всех); 5) издание Лашата 31 т. (самое полное и 6) Menard, "Oeuvres inédits" (2 т., Пар., 1883). Лучшие сочинения о Б. Floquet., "Bossuet, sa vie et ses oeuvres" (4 т., 1856—64); Réaume, "Hist. de Bossuet et de ses oeuvres" (Пар., 3 т., 1869).

З. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое боссюэт жак бенин
Значение слова боссюэт жак бенин
Что означает боссюэт жак бенин
Толкование слова боссюэт жак бенин
Определение термина боссюэт жак бенин
bossyuet zhak benin это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины