Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - чекки джованни драматург

Чекки джованни драматург

(Giovanni Maria или Giammaria Cecchi; 1518 — 1587) — итальянский поэт и драматург, сын флорентийского нотариуса; одно время тоже был нотариусом. Писал комедии, фарсы и духовные reppresentazioni (мистерии), употребляя, по собственным словам, на каждое из своих произведений (число которых достигает цифры 95) не более 10 дней труда, а на одну комедию, "Le Cedole" — только 4 дня. В комедиях, написанных им то прозою, в манере Макиавелли, то стихами, подобно Ариосто, Ч. воспроизводил нравы и язык родного города, охотно употребляя тосканскую народную манеру говорить, поговорки и т. п. Из его комедий лишь немногим изданы были в течение XVI в.; далеко не все изданы и теперь. Наибольшею известностью пользовались "Il martello", "La stiava", "Le dole", "L'assiuolo" (последняя несколько родственна по содержанию со знаменитой комедией Макиавелли "Mandragola"). Сюжеты его комедий большею частью крайне запутаны и основаны на сопоставлении различных лиц, по-видимому, ничего не имеющих общего между собою, но в действительности тесно связанных узами родства, что остается им неизвестно в течение всей пьесы, пока, наконец, не выясняется истинное положение дел путем длинного рассказа одного из действующих лиц. Этим приемом Ч. вообще злоупотреблял. В начале Ч. писал комедии в прозе, затем стал употреблять нерифмованные стихи, стараясь, согласно господствовавшим на этот предмет воззрениям, приблизить стихи к прозе (у него, как и у Ариосто, встречаются слова, начало которых находится в конце одного стиха, а конец в начале следующего стиха). В фарсах ("I malandrini", "La pitiura", "L'andazzo", "La Sclatia", "La romanesca") и в духовных rappresentazioni Ч. проявил большую оригинальность. Rappresentazioni — пьесы, бывшие некогда достоянием народа, — он переработал сообразно со вкусами эпохи, приблизив их к более правильным драматическим произведениям. С этой целью он употреблял в них вместо прежних октав нерифмованный стих, лишь иногда, в заключениях сцен, ставя рядом два рифмованных стиха (как Шекспир), сделал спектакль более нравственным, придал ему большее драматическое развитие, разделил его на акты, уничтожив деления пьесы на множество мелких сцен и заменив, где возможно, в видах сокращения пьесы, действие рассказом. Вместе с тем он придал этой форме драмы более реалистический характер, устранив почти совершенно элемент сверхъестественного и введя некоторые характеры из комедии (напр., паразита, bravo, старого влюбленного глупца, трусливого, скупого) и соединив важное и трагическое с комическим и шутливым. Лучшим созданием Ч. в этом роде была мистерия "La morte del re Acab" (исполненная в 1-й раз в 1559 г.), представляющая, в драматическом воспроизведении библейского события, картины вполне в духе того времени — царя и царицу в руках лицемерного духовенства, эксплуатирующего их и народ. Характеризуя жрецов Ваала, Ч. списывал их с окружавших его попов и монахов и дал несколько фигур истинно комических. Другие его духовные пьесы: "La coronazione del re Saul" (представлено 1569); "Le Nozze di Cana о l'Acqua-Vino" (1579), "Il duello della vita attive e contempletiva", "L' alto recitahile alla Cappannucela" (1573), "Il figluoi prodigo" (картина флорентийских нравов, где от легенды остается лишь название), "La conversion della Scozia", Disprezzo dell'amore e belta terrena" и "Esaltazione della croce" (вероятно, последнее произведение Ч.; представлено после смерти его, в 1589 г.). Сюжет последней — восстановление креста императором Ираклием, но параллельно развивается комедия скупца Гризогоне. Иногда и для своих комедий Ч. пользовался сюжетами старых мистерий, заменяя в них чудесное естественным. Ч. написал еще остроумный комический комментарий к комическим сонетам Берни: "Passere e beccaficchi magri arrosti" (Флоренция, 1583, Болонья, 1868). Комедии Ч. были издаваемы неоднократно (Флоренция, 1855; Неаполь, 1869) в "Biblioteca classica economica" (Милан, 1882). Некоторые духовные пьесы включены в эти издания, некоторые изданы отдельно или помещены в других изданиях. См. D'Ancona, "Origini del teatro italiano" (Турин, 1891, т. I, 406 — 412 и т. II, 155 — 157).

H. Г е.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чекки джованни драматург
Значение слова чекки джованни драматург
Что означает чекки джованни драматург
Толкование слова чекки джованни драматург
Определение термина чекки джованни драматург
chekki dzhovanni dramaturg это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины