Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - чижов матвей афанасьевич
Чижов матвей афанасьевич
— скульптор, сын крестьянина-каменотеса, содержавшего в Москве, при немецком кладбище, небольшую мастерскую надгробных памятников; род. в 1838 г. в Подольском уезде Московской губернии. Будучи еще пятилетним мальчиком, делал из глины фигурки животных, а с 11-летнего возраста помогал отцу в его работах. В то же время он учился в московской немецкой школе св. Михаила, посещал Строгановское училище техническогорисования и, помимо того, упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища, Бровского. Последний рекомендовал его профессору московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения. Таким образом, Ч. удалось, наконец, начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он быстро выказал успехи: в 1858 г., за вылепленный им горельеф "Борцы", академии присудила ему малую серебряную медаль, а через год после того, за другой горельеф, "Истязание Спасителя", наградила его большой серебряеной медалью. Затем Рамазанов взял его в помощники к себе при исполнении работ для московского Храма Спасителя, и Ч., по рисункам и эскизам своего наставника, изготовил для этого собора колоссальный горельеф "Сошествие Христа в ад", и кроме того, для двух других московских церквей, горельефы "Успение Богородицы" и "Св. Николай Чудотворец". Приглашенный вскоре за тем М. Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России, воздвигнутого в Новгороде (в этом монументе Ч. исполнены горельефы "Герои" и "Просветители" и треть горельефа "Государственные люди"), Ч. перебрался в СПб., где в 1863 г. поступил в ученики академии художеств. В ней он не замедлил получить последовательно две серебряные медали, малую и большую, за лепку с натуры, и малую золотую медаль (в 1865 г.) за "Киевлянина, пробирающегося с уздечкой в руках через стан печенегов" (бронзовый экземпляр -в музее императора Александра III в СПб.) — статую, которая, помимо этой награды, доставила молодому художнику золотую медаль, учрежденную г-жой Каменской для отличившихся в экспрессии. Занятия в скульптурном классе академии не мешали ему исполнять различные частные заказы и работать для Микешина, между прочим, изготовить по его рисунку вспомогательную модель петербургского памятника императрице Екатерине II и вылепить входящую в состав этого монумента колоссальную фигуру названной государыни. Окончив академический курс в 1867 г. со званием классного художника 1-ой степени и с большой золотой медалью, полученной за вылепленный по заданной программе горельеф: "Христос воскрешает сына Наинской вдовы" (находится в академии и в музее императора Александра III),талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера академии, посетил некоторые города Германии, Австрии и Италии и поселился в Риме, где провел шесть лет в беспрерывном труде. Из многочисленных работ, исполненных им в это время, наиболее замечательны: мраморные группы "Игра в жмурки" (в музее императора Александра III), "Первая любовь" (у графа Г. Г. Строганова), "Крестьянин в беде" (в Московском публичном музее) и грациозная фигура девочки, перебирающейся по бревнышку через ручей ("Резвушка "), распространенная во многих экземплярах (один из них, бронзовый — в императорском дворце, в Ливадии). Все эти произведения были выставлены в СПб.; первые два доставили художнику в 1873 г. звание академика, третье, в 1874 г., золотую медаль, учрежденную при академии на средства А. Ржевской и Н. Демидова в награду за экспрессию, а четвертое, в 1875 г., такую же медаль имени Лебрён и на парижской всемирной выставке 1878 г. золотую медаль 3-го класса. Возвратившись в СПб. в 1875 г., Ч. через три года после того поступил преподавателем скульптуры в центральное училище технического рисования Штиглица и получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже. Обе эти должности он занимает доныне, состоя, сверх того, с 1893 г. членом совета академии художеств. Из прочих, непоименованных выше произведений Ч., можно, как на важнейшие, указать на бюсты императора Александра II, исполненные для харьковских судебных установлений и для пермской земской управы, принца Петра Георгиевича Ольденбургского (в Императорском училище правоведения), М. И. Глинки (в фойе Мариинского театра в СПб.), живописца А. П. Боголюбова и Ф. Г. Громова (в училище барона Штиглица) и Н. А. Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в СПб.), на колоссальную статую Л. Г. Кнопа в его памятнике в Кренгольмской мануфактуре, на колоссальный бюст Александра II и украшения пьедестала для памятника этому государю в Калише, на колоссальную статую императора Николая I и 4 барельефа для его памятника в Киеве, на памятники адмирала П. Нахимова в Симферополе, графа М. Н. Муравьева в Вильно и императрицы Екатерины II в Одессе, на группы "У колодца", "Урок чтения" и некоторые др.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое чижов матвей афанасьевич
Значение слова чижов матвей афанасьевич
Что означает чижов матвей афанасьевич
Толкование слова чижов матвей афанасьевич
Определение термина чижов матвей афанасьевич
chizhov matvey afanasevich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):