Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - чудов монастырь
Чудов монастырь
(Алексеевский-Архангело-Михайловский) кафедральный в Московском Кремле, подле Малого Дворца. Основан в 1365 г. на месте ханского конюшенного двора, подаренного митрополиту Алексею ханом Джанибеком, в память чудесного исцелении святителем от слепоты и беснования жены хана Тайдулы, с церковью во имя "Чуда св. Архистратига Михаила в Колосаех". Вскоре после обретения мощей св. Алексия, погребенного в любимом его Ч. монастыре, был построен и другой храм, во имя святителя Алексия. Впоследствии в монастыре строились новые церкви, но за упразднением четырех из них в настоящее время имеются: 1) церковь Чуда Архистратига Михаила, возобновленная в последний раз в 1893-94 гг., древнейшая святыня Ч. монастыря; 2) церковь святителя Алексия, где хранятся знамена, бунчуки и ключи от крепостей, взятых русскими войсками в Персидскую войну (1826-28); 3) церковь Благовещения Пресвятые Богородицы (в ней имеется чтимая московскими жителями чудотворная икона св. Николая, перенесенная сюда в 1846 г. из частного дома), и 4) церковь св. апостола Андрея Первозванного. Ч. монастырь, как ставропигиальный, издревле назывался митрополичьим и состоял всегда в ведении митрополитов, а затем патриархов всероссийских. В XVI и XVII вв. он был известен под названием великой лавры. В 1744 г., по указу императрицы Елизаветы Петровны, в нем была учреждена кафедра московского архиерея; с тех пор и доныне он называется кафедральным. С 1775 г. к Ч. монастырю приписан подмосковный Николо-Перервинский общежительный монастырь. До 1764 г. монастырю принадлежало около 18600 душ крестьян по разным губерниям, да несколько подворий в Москве. До 1818 г. ему принадлежал и малый дворец (местопребывание его настоятелей московских митрополитов), причисленный к дворцовому ведомству после рождения в нем великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). С XVI в. Ч. монастырь был рассадником духовно-научного просвещения в России. Здесь жили Максим Грек, архимандрит Павел, управлявший потом патриаршим всероссийским престолом, ученый иеромонах Евфимий и др. При патриархе Филарете Никитиче в монастыре было учреждено греко-латинское училище, называвшееся и патриаршей школой. Многие иноки Ч. монастыря занимались переводом книг Священного Писания на славянский язык; здесь производилось и исправление церковных богослужебных книг по греческим подлинникам, преимущественно Арсением Греком и Епифанием Славинецким. Ч. монастырь служил в прежнее время и местом заключения русских иерархов и других исторических деятелей (тверского епископа Евфимия, митрополита Исидора, участника флорентинского собора, архиепископа Новгородского Геннадия, князя Василия Ивановича Патрикеева, патриарха Гермогена и др.). Чернецом его в 1600-1605 гг. был Григорий Отрепьев. В 1812 г. монастырь служил местопребыванием Наполеоновского штаба и некоторых из его гвардейских полков. К числу достопримечательностей монастырской ризницы принадлежат: "Новый Завет", переведенный с греческого языка и писанный собственноручно св. Алексием; золотые сосуды, вклад боярыни Анны Ильиничны Морозовой 1664 г., весом около 13 фунтов; воздух и два покровца, шитые сплошь крупным жемчугом и драгоценными камнями от нее же; митра, известная под именем "Потемкинской"; умывальница и блюдо, употребляемые при архиерейских служениях, филигранной греческой, очень тонкой художественной работы, сплошь украшенные разноцветной эмалью. В библиотеке много драгоценных рукописей (например, "Слово об антихристе" святого Ипполита, папы римского, относится к XII веку, "Толкование на Псалтирь" св. Феодорита, епископа кипрского и др.), которым имеется печатный каталог.
См. "Московский кафедральный Ч. монастырь" (Сергиева Лавра, 1896).
В. Р-в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907