Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - дмитревский иван афанасьевич

Дмитревский иван афанасьевич

знаменитейший русский актер, родился 28 февраля 1734 года в Ярославле, сын протоиерея Дьяконова-Нарыкова. Учился в Ярославской семинарии, затем у пастора, жившего в Ярославле. Будучи земляком Ф. Г. Волкова (см.), Д. сделался участником его представлений, исполняя преимущественно женские роли, и вместе с труппой Волкова прибыл в Петербург. Впервые Д. исполнял в Царском Селе роль Оснельды в трагедии Сумарокова "Хорев", причем сама императрица надевала на Оснельду бриллианты и тут же назвала Дьяконова Дмитревским, по сходству его с польским графом Дмитревским, состоявшим тогда кавалером посольства в СПб. Впоследствии Д. перешел на мужские роли и после смерти Волкова (1763) занял первое место в придворной труппе, а в 1765 г. был послан для усовершенствования за границу. Исполнение им, по возвращении, роли Синава было истинным торжеством артиста. Через год Д. вновь отправился за границу, с целью навербовать французских актеров для Петербургского придворного театра. Симпатичная мысль Волкова — устроить театр публичный, для всех классов доступный, — долго не имела успеха, и только благодаря энергии Д. был создан "Вольный российский театр" (на Царицыном лугу) Карла Книппера. Заведование вновь учрежденным в СПб. Театральным училищем (1779) также было поручено Д., обучавшему воспитанников "декламации и действованию". Одно время Д. преподавал географию, историю и словесность в Смольном монастыре. Помимо звания "первого актера", он нес и режиссерские обязанности. В конце 1790-х гг. Д. покинул сцену, на которой в последний раз играл в 1812 г., 30 августа, в патриотической пьесе Висковатого "Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого старика, от волнения с трудом говорившего. В конце жизни Д. ослеп и † в СПб. 27 окт. 1821 г. (похоронен на Волковом кладбище). Д. имел репутацию высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Д. и в литературных кружках пользовался всеобщим уважением. К его советам обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко исправлявший свои трагедии. С ним советовались и Княжнин, и Фонвизин (при окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов, явившийся к Д. с одним из своих юношеских трудов. Многие имена учеников и учениц Д. славятся в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров (см. соотв. статью; оба из труппы Книппера), Воробьев, Каратыгина, Сандунова, Семенова, Яковлева и др. Он был поклонником господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара.

Литературные занятия Д. начались очень рано. Наряду с Сумароковым и Волковым, был одной из главных сил драматической литературы первых лет нашей сцены, для которой поставлял в основном переводы и переделки с франц., иногда с итал. яз. Он написал массу трагедий, комедий и комических опер: "Антигона" (музык. драма, с итал., СПб., 1772), "Честный преступник" (ком., с фр., id.), "Беверлей" (трагедия, с фр., СПб., 1773 и М., 1787), "Армида" (опера, с ит., СПб., 1774), "Раздумчивый" (ком., с фр., СПб., 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит., СПб., 1792), "Редкая вещь" (опера, с итал., id.) и мн. др., не сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона "Четыре времени года" (М., 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СПб., 1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" стихи Сумарокова и участвовал в переводе Анахарсиса, изд. Академией (1804-09). Около 20 лет Д., по поручению Российской акад., трудился над "Историей русского театра", но рукопись его сгорела во время пожара в Академии. Д. возобновил свой труд, но он остался ненапечатанным. Актер Иван Носов, при составлении своей "Хроники русского театра" (изд. Имп. общ. ист. и др. росс. при Моск. унив., М., 1883), пользовался оригиналом "Истории русского театра" Д., хотя не указывает, где его видел. Ф. Кони в своей статье: "Русский театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил несколько фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, написанных рукой Д. и найденных им в бумагах актера Яковлева, друга Д. Академиком М. И. Сухомлиновым (см. его "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению", т. II, СПб., 1889) доказано, что немецкое "Известие о некоторых русских писателях", 1768 г. (напеч. в "Материалах для истории русской литературы" П. А. Ефремова, СПб., 1867) вышло из-под пера Д.

Ср. "Известие о жизни Д." (СПб., 1822); Ф. Кони, "Биография Д." ("Пантеон", 1840, III); "Семейная хроника" Аксакова, в ст. "Я. Шушерин"; предисловие Е. Барсова к "Хронике" Носова; ст. Сиротинина в "Артисте" (1890 г., IX и XI); "Записки С. П. Жихарева" (изд. "Русского Архива", 1891); "Архив дирекции Имп. театров" (1892, отд. III); биография Д. для народа (СПб., 1884, изд. "Мирского Вестника"), И. Ф. Горбунова, в "Русском Вестнике" (1892).

Ум.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дмитревский иван афанасьевич
Значение слова дмитревский иван афанасьевич
Что означает дмитревский иван афанасьевич
Толкование слова дмитревский иван афанасьевич
Определение термина дмитревский иван афанасьевич
dmitrevskiy ivan afanasevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины