Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - донатизм
Донатизм
раскол в Западной церкви. Преследование христиан Диоклетианом вызвало стремление к мученичеству среди христиан Африки; мученики пользовались особенным почтением, целые толпы христиан посещали заключенных; это усиливало гонение, вследствие чего многие благоразумные епископы, в том числе епископ карфагенский Мензурий, старались успокоить умы. Диакон Мензурия, Цецилиан, по поручению последнего силою разгонял толпы христиан на тюремных дворах. Это возбудило среди христиан неудовольствие, которым воспользовались противники Цецилиана, когда он был избран после смерти Мензурия епископом карфагенским. С Донатом из Casae Nigrae во главе они созвали совет, на котором признали посвящение Цецилиана недействительным, так как он был рукоположен Феликсом, виновным, по их мнению, в измене церкви во время гонений. В епископы был выбран Маиорин, а после его смерти — Донат. Раскол быстро распространился по всей Африке, получив название Д. Вскоре раздор, возникший на почве личных интересов, превратился в принципиальное разногласие. По мнению Д., характеристический признак истинной церкви составляет святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей; таинства теряют свою силу, если совершены священнослужителями, провинившимися против церкви, или в церкви, сохраняющей связь с виновными. Поэтому донатисты перекрещивали переходящих к ним даже и православных, ругались над православными церквами и их священниками. Для разрешения спора противники обратились к имп. Константину, который созвал один за другим три собора: в Риме, в Карфагене и в Арле. На первых двух были оправданы Цецилиан и Феликс, на третьем, вопреки донатистам, было постановлено не крестить вторично тех еретиков, которые были крещены во имя св. Троицы, и лишать священного сана только тех епископов, измена которых церкви была доказана, сохраняя силу за таинствами, ими совершенными. Недовольные решениями соборов, Д. отвергли вмешательство светской власти в дела церкви, продолжали поступать по прежнему и этим вызвали преследования со стороны Константина. Император издал эдикт, в силу которого у Д. должны были быть отобраны церкви, а епископы их сосланы. Это побудило донатистов принять в свою среду циркумцеллионов. Циркумцеллионами ("вокруг сельских жилищ бродящие") назывались первоначально бродячие во имя Христа аскеты, называвшие себя воинами Христа и считавшие своей обязанностью вести борьбу против всякой неправды, защищая всех обиженных и угнетенных, грабя и убивая людей богатых и высокопоставленных. Донатисты, как преследуемые, нашли в них поддержку, наложившую неизгладимое пятно на всю партию, хотя большинство ее не принимало участия в зверствах циркумцеллионов. Константин, убедясь в безполезности преследований, вскоре прекратил их, но при преемниках его Д. несколько раз подвергались гонениям. Донат был сослан и умер в ссылке. Имп. Юлиан из ненависти к христианской церкви покровительствовал донатистам. После его смерти гонения возобновились. Среди самих донатистов появилось множество партий, последователей отдельных лиц, как-то: рогатисты, урбанисты, клавдиане и др. Наибольший вред Д. нанес раздор между епископом карфагенским Примианом и диаконом его Максимианом. Часть донат. епископов постановила низложить Примиана и заменить его Максимианом, но большинство не согласилось с этим решением и на большом совете в Богае Максимиан был отлучен от церкви, а партия его подверглась гонениям и избиению со стороны примианистов. В то время как внутренние раздоры подрывали донатистов, православная церковь приобрела сильного защитника в лице блаж. Августина, который отстаивал объективное значение церкви и независимость действия благодати от святости служителя. Усилившиеся неистовства донатистов и циркумцеллионов вызвали со стороны имп. Гонория суровые меры: был издан эдикт об отобрании у донатистов всех церквей, но рядом с этим было объявлено помилование всем раскаявшимся. В 411 г. был собран собор в Карфагене, на который были приглашены представители Д.; имп. Гонорий прислал трибуна Марцеллина, который должен был по окончании прений решить, на чьей стороне правда. Августин одержал полную победу над донатистами; имп. Гонорий признал правоту учения православной церкви и потребовал от донатистов, чтобы они подчинились решению собора. Когда Д. отказались исполнить его требование, то им были воспрещены сборища под страхом смертной казни. С этого времени Д. начинает мало-помалу исчезать, хотя и продержался еще кое-где до VII в., до покорения Африки сарацинами. См. F. Ribbek, "Donatus u. Augustinus oder der erste entscheidende Kampf zwischen Separatismus u. Kirche" (1858); кн. E. Трубецкой, "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м в. Часть I. Миросозерцание блаженного Августина" (М., 1892).
Э. Р.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907