Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - доницетти
Доницетти
(Gaetano Donizetti) — выдающийся итальянский композитор (1797—1848). Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но скоро нашел настоящее свое призвание. Первые его оперы — "Enrico, conte di Borgogna" и "Il Falegname di Livonia" (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Беллини. Широкую известность он приобрел лишь в 1831 г. после постановки в Милане оперы "Anna Bolena". В "Лучии" его талант выказался с наибольшей силой. После смерти Беллини Д., не видя опасных конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьезными достоинствами. С 1840 г. Д. работал для Парижа. Хотя его "Дочь полка", "Полиевкт" и "Фаворитка" не сразу завладели вниманием парижан, но успех Д. по прошествии некоторого времени был обеспечен, особенно благодаря комич. опере "Don Pascuale" (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. Для Вены Д. написал в то же время "Линду".Его последние оперы — "Maria di Rohan", "Catarina Cornaro" (1844) — не имели успеха. Сильное нервное расстройство было причиной его смерти. В продолжение 26-тилетней композиторской деятельности Д. написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у Д. поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это, он оставил несколько опер, которые могут служить образцами итальянского искусства в первой половине XIX ст.: "Лучия", "Лукреция", "Фаворитка", "Любовный напиток", "Дон Пасквале". Главные достоинства опер Д. — вдохновенные мелодии и драматическое чувство. Фактура большею частью слабая, небрежная. Его лучшие оперы не имеют цельности; наряду с прекрасными местами встречаются весьма слабые. См. Filippo Cicconetti, "Vita di D." (Рим, 1864) и Alborghetti e Galli, "Donizetti-Mayr" (Бергамо, 1875).
H. Соловьев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907