Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - дюма александр (отец)
Дюма александр (отец)
Несмотря на громкий успех некоторых пьес Д., затмивший на время даже славу В. Гюго, главный источник популярности Д. кроется, однако, не в них, а в его бесчисленных романах, повестях, дневниках, путевых заметках и т. д. Он написал громадное количество томов о своих путевых впечатлениях, причем не стеснялся давать подробнейшие отчеты о путешествиях по странам, в которых никогда не был. Известнейшие из этих путевых заметок: "Impressions de voyage (en Suisse)", "Excursions sur les bords du Rhin", "Le Speronare", "De Paris à Cadix", "Le Caucase", "De Paris à Astrakan" (много величайших курьезов). Как романист Д. дебютировал короткими новеллами: "Le Cocher de cabriolet", "Blanche de Beaulieu" и др., за которыми последовали более длинные повести: "Le Capitaine Paul", "Ascanio", "Sylvandire" etc. и, наконец, его знаменитые многотомные романы: "Les trois mousquetaires " с двумя продолжениями, "Vingt ans apr è s" и "Dix ans plus tard ou le Vicomte de Bragelonne", "Le Comte de Monte-Christo", "La Reine Margot", "Le Chevalier de la Maison Rouge, "La Dame de Monsoreau" (1846), "Le B âtard de Mauléon" (1846), "La Comtesse de Charny" (1853— 1855) и др. Огромное количество вышедших за подписью Д. томов романов и повестей выдвигает в еще более острой форме вопрос о так называемых сотрудниках Д. Несколько процессов, возбужденных против Д., обнаружили феноменально легкомысленное и бесцеремонное отношение романиста к своим произведениям: выяснено, например, что он выставлял свое имя на обложке книг, которых он даже не читал, а в процессе 1847 г. доказано было, что за один год Д. напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Из бесконечной массы написанного Д. (насчитывается приблизительно 1200 т. его произведений) Мирекур оспаривает у него самое лучшее: "Trois Mousquetaires", "Monte-Chris t o", "Chevalier de la Maison Rouge" он приписывает О. Макэ, "Ascanio", "Amaury" — Мерису, "Georges" — Мальфилю и т. д. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Д., романы его имеют несомненное "фамильное сходство". Помимо смены вечно новых и разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер удали, веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого Д. Лучшим романом Д. считается его героическая эпопея о похождениях трех (или, вернее, четырех) мушкетеров, в которой Д. создал (почти единственный среди его произведений) вполне определенный тип д'Артаньяна, остроумного, веселого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям и вместе с тем отлично охраняющего свои интересы. Любимые герои Д. — доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за рукоять шпаги при каждом удобном и неудобном случае. Этот тип с небольшими видоизменениями повторяется во всех романах Д. и составляет центр интриги. В сравнении с ним женские фигуры в романах Д. слабы и бледны, так же как и в его драмах. Исторические романы Д. ("Balsamo", "Collier de la Reine", "Ange Pitou", "Chevalier de la Maison Rouge") столь же фантастичны, как и романы похождений в роде Монте-Кристо; исторический сюжет служит ему только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него картину. Много зарабатывая, Д. еще больше тратил; он то строит себе великолепный замок Монте-Кристо, то должен скрываться от кредиторов. В 1847 г. он сделался директором "Th éâtre Historique", на котором ставил много своих пьес; особенный успех имела "Chevalier de la maison Rouge", из которой заимствована революционная песня 1848 г.: "Mourons pour la patrie". Посде 1848 г. он издавал очень недолго жившую газету "Mois" и вздумал заняться политикой, но его кандидатура в депутаты не имела успеха. В 1854 — 60 гг. он был редактором "Le Mousquetaire", переименованном потом в "Monte-Christo". В своих мемуарах Д. с большой откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает подробности о себе и о жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Д. была печальная; он был очень стеснен в средствах, обременен долгами и жил в уединении. См. Blaze de Bury, "A. Dumas"; Dubarry, "4 c élebrités" (1874); Mirécourt, "Les Contemporains"; A. de Boissieu, "Lettres d'un passant" (1869); Jules Janin, "A. D."
З. Венгерова.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907