Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эндер
Эндер
(Ender) — три австрийских живописца.
1) Иоганн-Непомук Э. (1793—1854) получил образование в венской акд. художеств под руководством Мауера, Лампи, Кауцига и Фюгера, в 1818 г. сопровождал гр. С. Сечени в его поездке в Грецию, Малую Азию и Италию, и, приобретя в 1820 г. академическую премию картиной "Марк Аврелий на смертном одре" (наход. в будапештском музее), отправился с пособием от правительства снова в Италию, работал во Флоренции и Риме, посетил Париж и в 1826 г. возвратился в Вену, где еще раньше того составил себе известность миниатюрными портретами, писанными в манере знаменитого Ж.-Е. Изабé, а теперь стал исполнять портреты большого размера и исторические картины. С 1829 по 1850 г. он был профессором в венской акд. Важнейшие его произведения: "Тайна Искупления", фреска в одной из капелл венского собора св. Стефана (1853), картины "Мадонна с Младенцем" (в венском придворном музее), "Юдифь с головой Олоферна" и "Прощание Андрея Гофера с его семейством" и несколько портретов особ австрийской императорской фамилии. 2) Томас Э. (1793—1875) — брат-близнец предыдущего, учился в венской акд. художеств пейзажной живописи под руководством Мёссмера и Штейнфельда и впоследствии подражал в своих работах Кл. Лоррену и Рюисдалю. В 1817 г. он находился в свите, сопровождавшей эрц-герцогиню Леопольдину в Бразилию, в 1818 г. отправился в Италию, прожил там четыре года, сделал также поездку в Грецию и Палестину и потом, с 1836 по 1851 г., был профессором в венской акд. Ландшафты Э., писанные масляными красками или акварелью и изображающее виды различных австрийских, бразильских и итальянских местностей, чрезвычайно многочисленны и встречаются очень часто как в общественных коллекциях (особенно богат ими венский придворный музей), так и у частных лиц. Они отличаются мастерством технического исполнения, но страдают недостатком настроения.
3) Эдуард Э., сын и ученик Иоганна-Непомука Э. (1824 —1869). Занимался предпочтительно историческим жанром. Картины его, по большей части, хорошо задуманы, удачно скомпонованы, не лишены жизни и выражения, но слишком пестры по краскам. Лучшие между ними: "Франциск I в мастерской Бенвенуто Челлини", "Шекспир, читающий своего Макбета при дворе королевы Елизаветы", "Гумбольд и Бонплан в их путешествии на Ориноко", "Встреча имп. Иосифа с Моцартом", "Шиллер при веймарском дворе", "Рембрандт в своей мастерской", "Королева Елизавета у ван-Дейка", "Рудольф IV на постройке собора св. Стефана" и "Т. Тассо при феррарском дворе". Эдуард Э. писал также чисто жанровые сцены и портреты.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907