Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - энгармонизм
Энгармонизм
у греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Э. в современном смысле есть совпадение нот, звучаших одинаково, но пишущихся различно. Это определение установилось около середины XVIII. стол., когда был введен темперированный строй (см.), устранивший комму (см.), т. е. звуковую разницу, существовавшую между хроматическим и диатоническим полутонами; напр., до—до диез, до— ре бекар бекар. На фортепиано и органе коммы нет, но на струнных инструментах она существует. Каждый звук может быть выражен тремя энгармоническими тонами; напр., до может быть обозначено си диез или ре бекар Все эти ноты составляют однозвучие — Э. Только для звука соль диез и ля бекар нет третьей ноты. Бывают энгармонические интервалы, напр. до—ми бекар, си диез — ре диез гаммы, напр., си диез мажор и до бекар мажор. аккорды, напр., соль диез — си—ре—фа, ля бекар—до бекар—ре—фа. Выбор той или другой энгармонической ноты, изображающей известный звук, связан с правилами музыкальной орфографии, излагаемыми в элементарной теории и в учении о гармонии.
Н. Соловьев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907