Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эннодий магн феликс писатель

Эннодий магн феликс писатель

(Ennodius) — христианский писатель. Родился ок. 474 г. в Арле, но рано переселился в Северную Италию, где занимался риторикой и впоследствии долго преподавал ее. Когда расстроился брак Э. с богатой невестой, постригшейся в монахини, Э также поступил в духовное звание и был посвящен в Милане во диакона. О всех этих событиях он рассказывает в автобиографическом сочинении, написанном в виде молитвы и своим содержанием напоминающем исповедь блаж. Августина. В 501—2 гг. Э. принимал участие в римском синоде, который должен был уладить раздоры между церквами западной и восточной, и защищал впоследствии решение этого синода в весьма резком и энергичном сочинении. Вскоре по возвращении из Рима Э. сказал похвальное слово Теодориху Вел., с большим одушевлением прославляя не столько его воинские подвиги, сколько его интерес к высшей культуре, искусству, наукам и религиозность. В 512 или 513 г. Э. получил в Павии (древн. Ticinum) сан епископа. Из дальнейшей жизни Э. известно, что папа Гормизд, которому Э. некогда предсказал в письме избрание его наместником ап. Петра, два раза (в 515 и 517 гг.) посылал Э. к императору Анастасию в Константинополь, чтобы уладить раздоры между церквами греческой и римской. Умер Э. в 521 г. — Э. много писал как прозой, так и стихами. Из большого количества произведений первого рода, кроме уже упомянутых, особенного внимания заслуживает собрание писем, в 9 книгах. Переписка Э. свидетельствует об его многостороннем образовании и большой стилистической плавности и легкости, но, согласно духу времени, она отнюдь не лишена фразерства и риторичности. Круг адресатов Э. очень обширен: у него были связи при бургундском дворе, он писал утешительное послание епископам, которых вандалы прогнали из Африки, — но наиболее видное место в переписке занимают послания к знатным римлянам, напр., к папам Симмаху и Гормизду, к бывшему консулу Фаусту и его многочисленной родне. Из этих писем видно, что высшее общество тогдашнего Рима проявляло значительный интерес к литературе и науке. Особенно старался Э. привить эти вкусы молодым патрициям. Весьма характерно в этом отношении написанное отчасти прозой, отчасти стихами наставление Э. двум ученикам его, Амвросию и Беату, которые отправлялись для завершения своего образования в Рим. Из остальных прозаических сочинений Э. выдаются биография епископа г. Тицина, Епифания, две удачные речи на благословение пасхальной свечи, любопытная в культурном отношении просьба об освобождении раба и 28 dictiones, т. е. краткие речи школьно-риторического характера. — Стихотворений Э. сохранилось 2 книги. В первой из них из 21 более или менее значительных произведений более половины (12) составляют написанные в подражание св. Амвросию церковные гимны, свидетельствующие о полном почти отсутствии у Э. поэтического таланта: они весьма сухи и искусственны и потому не попали в состав церковного богослужения, для которого, по-видимому, предназначал их автор. Несколько более удались Э. другие стихотворения, написанные на разные случаи. Любопытнее прочих брачная песнь (epithalamium) некоему Максиму, в которой, между прочим, выступает обнаженная Венера, а Амур жалуется ей на то, что холодная девственность распространяется все более и более. Это показывает, что Э., который тогда был уже диаконом, слабо еще усвоил себе догматы христианства. Довольно интересны также, хотя весьма мало поэтичны, стихотворения, описывающие путешествия Э. в Коттские Альпы и по разлившейся реке По. Строго церковный характер, кроме гимнов, имеет только панегирик епископу Епифанию, но чрезмерная напыщенность отнимает всякий интерес у этого произведения. Вторая книга состоит исключительно из эпиграмм (151). И здесь, наряду с христианскими эпитафиями и надписями к разным церковным постройкам, встречаются, совершенно в духе Марциала, хотя без его остроумия, стихотворения против сладострастных старух, евнухов и развратников, и целых 5 эпиграмм посвящены мифу о страсти Пазифаи к быку. Таким образом, литературная слава Эннодия основывается исключительно на его прозаических произведениях. Подобно Сидонию (см.), он является одним из "типичных представителей соединения двух литературных течений: языческого и христианского" (Эберт). Издания текста Э.: J. Sirmond (Пар., 1611), G. Hartel (Вена, 1882, в серии "Corpus scr. eccles. lat.", VI), Fr. Vogel (Берл., 1885, в серии "Monom. hist. Germ.", auct. ant, VII). Об Э. см. M. Fertig, "E. und seine Zeit" (Пассау, 1855—58); F. Magani, "Ennodio" (Павия, 1886). A. Dubois, "La latinité d' E. Contribution a l'étude du latin littéraire à la fin de l'rempire romain d' Occident" (Пар., 1903).

A. М—н.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое эннодий магн феликс писатель
Значение слова эннодий магн феликс писатель
Что означает эннодий магн феликс писатель
Толкование слова эннодий магн феликс писатель
Определение термина эннодий магн феликс писатель
ennodiy magn feliks pisatel это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины