Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ешевский

Ешевский

(Степан Васильевич) — профессор истории (1829-1865). Учился сначала в костромской, потом в нижегородской гимназии, где на акте читал статью: "Пребывание Петра Великого в Нижнем", тогда же напечатанную в "Нижегородских Губернских Ведомостях". Из учителей имел на него влияние учитель истории П. И. Мельников (Анд. Печерский). В 1846 г. Е. поступил в казанский университет на 1-е отделение философского факультета (ныне историко-филологический), где слушал И. А. Иванова, тогда одного из лучших профессоров. В 1847 г. Е. перешел в московский университет, где слушал Кудрявцева, Грановского, Соловьева, Буслаева, Шевырева, Леонтьева, Каткова (тогда профессор философии). Работать он начал под руководством Кудрявцева и ревностно занялся началом средневековья, изучая Григория Турского. Написанная им кандидатская диссертация, посвященная этому писателю, обратила на себя внимание Грановского. Окончив курс в 1850 г., начал службу в московском Николаевском институте. В 1851 г. напечатал в "Московских Ведомостях" рецензию на "Судьбы Италии" Кудрявцева, а в 1852 г. в "Отечественных Записках" — "Обозрение истории литературы за 1851 г." и рецензию на публичные лекции Грановского. В последние годы своего студенчества он ревностно изучал историческую литературу. В 1853-54 гг. читал русскую историю и статистику России в одесском Ришельевском лицее. В 1855 г. Е. защитил свою магистерскую диссертацию "Аполлинарий Сидоний". Книга эта, до сих пор не потерявшая своей цены, представляет блистательную картину политического, умственного и нравственного состояния Галлии в V в. В характеристике Сидония слышится ученик Кудрявцева, тонкого психолога. Главное достоинство книги (по замечанию Кудрявцева на диспуте) состоит в том, что автору удалось показать, как из развалин старого возникает новое общество.

В 1855 г. Е. был избран казанским университетом на кафедру русской истории, вместо Иванова. В Казани он сначала читал курс об Елизавете Петровне (напечатанный в "Отечественных Записках", а потом в "Сочинениях"), очень замечательный для того времени, когда архивы еще были закрыты и не только не появились соответствующие тома "Истории России" Соловьева, но не было и монографий Семевского. Важно было то, что Е. ввел в свое изложение данные "Полного Собрания Законов". В следующий год Е. читал курс историографии, который сохранился только в записках слушателей. Успех Е. у слушателей был необыкновенно велик: профессор знакомил живым словом с современным состоянием науки, именно тогда оживившейся. По мысли Е., основан при казан. университете этнографический музей. Вслед за смертью Грановского московский университет выбрал Е. в его преемники; но министерство не отпустило Е. из Казани. В 1857 г. он оставил кафедру и занял в Москве место преподавателя в Александринском сиротском корпусе. Тогда министерство наконец утвердило его профессором московского университета, и в январе 1858 г. он начал преподавание.

Начать ему пришлось поминками по своему учителю: Кудрявцев скончался. Курс Е. в этом семестре назван в сочинениях: "Центр Римского мира и его провинции". Как бы предвосхищая V т. истории Момзена, Е. живо обрисовал характер каждой провинции, ее прошлое, влияние на нее Рима и обратное влияние ее на Рим. Курс следующего года назван в издании сочинений: "Очерк язычества и христианства". Здесь профессор вводит слушателей во внутреннюю историю тогдашнего Рима, знакомит с борьбой язычества с христианством и с победой последнего. Кроме средней истории, излагавшейся им монографически (он считал возможным создать общий курс истории не ранее 15 лет монографических курсов), Е. читал еще курс древней истории, излагавшейся не по источникам. Этого курса он не писал, и потому его нет в "Сочинениях". Судя по воспоминаниям слушателей, курс знакомил начинающих с исторической критикой. С 1859 по 1861 год Ешевский посетил Германию, Италию, Швейцарию, Францию, слушая лекции в университетах: его живая характеристика профессоров сохранилась в дневнике путешествия и приводится в биографии, приложенной к изданию его сочинений. Сверх того, он посещал учебные заведения, о чем поместил статью в "Отечественных Записках"; осматривал музеи, а в Париже готовил материалы для докторской диссертации о Брунегильде, которая осталась ненаписанной. Неполных четыре года продолжалась жизнь Е. по возвращении из-за границы; летом 1862 года его постиг первый удар паралича, в 1864 г. его опять послали за границу, но он поторопился возвращением, вызванный университетским вопросом, а 25-го мая 1865 г. он скончался.

В эти тяжелые годы он прочел один полный курс, названный в издании: "Эпоха переселения народов, Меровинги и Каролинги", куда вошли материалы, собранные им для диссертации о Брунегильде; другой курс, о феодализме, остался неоконченным. Вступительные лекции его в новый курс напечатаны под названием: "О значении рас в истории"; он внес сюда результаты тогдашних антропологических исследований. В последние года он много интересовался доисторической археологией. Возникавшее тогда Московское археологическое общество возбуждало в нем большое сочувствие; он дал ему статью: "О свайных постройках". Получив случайно богатое собрание масонских рукописей, он написал статью о масонах в "Русском Вестнике".

Как профессор и ученый, Е. отличался замечательной объективностью, живостью понимания и изложения. В нем не было ничего ходульного, придуманного; он был искренен и правдив и на кафедре, и в жизни. Нервный и впечатлительный, он вносил страстность во все свои отношения: университетские столкновения доводили его нередко до болезненных припадков. Раз его вынесли из бурного заседания совета. Даже во время самой тяжкой болезни он был не чужд проявления юмора, составлявшего вообще его отличительную черту. К партиям, делившим нашу литературу и жизнь, он оставался непричастным, строго держась того, что он считал правдой, и преданный интересам науки и русского просвещения. Сочинения его изданы Солдатенковым в 1870 г., с прибавлением его биографии, перепечатанной в книге "Биографии и характеристики" (СПб., 1882). Воспоминания о нем см. в "Сочинениях" Котляревского (II) и "Нижегородских Ведомостях" (1865, статья Гациского).

К. Б.-Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ешевский
Значение слова ешевский
Что означает ешевский
Толкование слова ешевский
Определение термина ешевский
eshevskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины