Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эсхин греческий оратор

Эсхин греческий оратор

(Αίσχίνης) — выдающийся греческий оратор (389—314 гг. до Р. Х.), современник и соперник Демосфена, сын школьного учителя Атромета и жрицы Главкотеи, которая зарабатывала деньги тем, что посвящала желающих в мистерии. Первоначально Э. готовился к деятельности секретаря (писца), затем был некоторое время актером, наконец избрал карьеру оратора и государственного деятеля. Впервые он выступил в качестве оратора в 348 г., после падения Олинфа, убеждая созвать панэллинскую конференцию для борьбы с Филиппом, но вскоре резко изменил свои политические взгляды и до конца оставался верным приверженцем партии мира. В начале 346 г. Э. участвовал вместе с Демосфеном и Филократом в посольстве, которое было отправлено афинянами в Македонию для переговоров с Филиппом о мире. Демосфен, неизменно поддерживавший политику войны с Филиппом, сумел воспользоваться донесением Э. о дружественных намерениях Филиппа, чтобы обвинить Э. — недавнего врага македонского царя — в измене; но Э. удачно отразил удар, выступив с встречным обвинением против союзника Демосфена по обвинению, Тимарха, о котором в обществе ходили слухи, бросавшие тень на его политическую правоспособность. Разыгрался скандальный процесс против Тимарха, который благодаря образцово составленной речи Э. и разоблачениям пикантного свойства был осужден: это спасло Э. и заставило Демосфена бросить начатое обвинение. Впрочем, в 343 г. Демосфен возобновил процесс против Э., приписывая ему ответственность за все беды, которые постигли афинян, как следствие мира, заключенного, по настоянию Э., с Филиппом. Не имея в своем распоряжении ни одного положительного доказательства, Демосфен употребил все старания для того, чтобы казуистикой и внешними эффектами речи возбудить народные страсти; Э. не менее искусной речью, но вместе с тем искренностью аргументации добился оправдания, чему содействовало отчасти то обстоятельство, что Эвбул и Фокион, пользовавшиеся большим влиянием и безупречной репутацией, выступили на суде в качестве его защитников. В 339 г. Э. был одним из пилагоров (депутатов) на собрании Амфиктионов в Дельфах. Афинам, по обвинению локрийцев, угрожало объявление Амфиктионами и Филиппом священной войны; Э., верный своей политической программе, постарался отвратить от Афин опасность, удачно обвинив в святотатстве самих локрийцев. Последние понесли наказание (исполнителем его явился не кто иной, как сам Филипп), но мир между афинянами и Филиппом не состоялся, и Э., которому нечего было делать в это тревожное время, уступил место своему политическому противнику, Демосфену. В 337 г. Э. выступил с обвинением против Ктезифонта, который внес в народное собрание предложение наградить Демосфена золотым венком. Процесс, отложенный ввиду важности текущих событий, состоялся только в 330 г., причем Э. получил лишь одну пятую голосов и был приговорен к уплате тысячи драхм штрафа. Решив, что его политическая карьера кончена, он предпочел уйти в изгнание и поселился в Ефесе; позднее он жил на Родосе и Самосе; на Родосе им была открыта школа красноречия. Демосфен в своих речах клеймит Э. как изменника, получающего подарки от Филиппа Македонского; но, принимая во внимание преувеличения, свойственные ораторам, и успех двух первых политических речей Э., сумевшего защитить себя в пору всеобщего возбуждения против Филиппа, следует признать эти нарекания противника не имеющими фактического основания. До нашего времени дошли три подлинные речи Э. — "Против Тимарха ", " О нечестном посольстве" и "О венке", но не в той редакции, в какой они были произнесены, а в позднейшей, принадлежащей самому автору. Других речей Э. до нас не дошло, так как Э. обыкновенно импровизировал и речей по заказу, для других — как делали это Антифонт, Лисий, Исократ и другие логографы — не писал. Кроме названных произведений, из которых лучшим считается "Речь о нечестном посольстве", Э. неправильно приписывались так называемая Делийская речь и сборник 12 писем (дошедших до нас), которые представляют не что иное, как школьные упражнения. Дошедшие до нас речи Э. обнаруживают крупный ораторский — природный, а не приобретенный школьными упражнениями — талант, увлекающий ясностью, разнообразием, силой, грацией и пафосом изложения. Длинные периоды Э. воспринимаются легко, внимание и любопытство непрерывно подстрекаются умелыми переходами. Слог Э. не тривиален: оратор умеет пользоваться поэтическими приемами речи (эпитетами и проч.), которые придают изложению благородный и порой возвышенный тон. По содержанию речей Э. уступает первоклассным греческим писателям и ораторам, отличаясь сравнительной бедностью мысли, отсутствием эрудиции и вдумчивости и склонностью к посредственности и умеренности (είκοσμία) в области морали и политики. Он хороший юрист, но без творческой мысли и сильной воли политического деятеля.

Литературу предмета см. Croiset, "Histoire de la litt é rature Grecque" (П., 1895, т. IV, стр. 627—647) и Christ, "Geschichte der Griechischen Litteratur bis auf die Zeit Justinians" (Мюнхен, 1898, стр. 405—407).

Н. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое эсхин греческий оратор
Значение слова эсхин греческий оратор
Что означает эсхин греческий оратор
Толкование слова эсхин греческий оратор
Определение термина эсхин греческий оратор
eshin grecheskiy orator это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины