Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - евиониты
Евиониты
так назывались с конца II в. иудействующие христиане, продолжавшие держаться Моисеева закона (обрезания, соблюдения субботы и постановлений относительно пищи) и отвергавшие проповедь ап. Павла о свободе язычников от ига этого закона и авторитетность новозаветных сочинений. Название это произошло, по одним, от Евиона, основателя секты, но вернее — от др. еврейск. "ebjonim", т. е. бедные, как себя называли первые христиане из евреев, и дано Е. их противниками после того как церковь признала их еретиками; сами же они называли себя назарянами. Евионизм важен для критического изучения первобытного христианства. История его очень темна. Часть Е. постепенно слилась с православною церковью, остальные упорно отстаивали свое учение. В Иисусе Христе Е. видели сначала лишь сына Иосифа и Марии, на которого при крещении снизошел Св. Дух; но затем и среди них стало распространяться учение о зачатии его от Св. Духа. Кажется, под влиянием ессеев проник к ним и тот взгляд, по которому Иисус Христос был воплощением ангела, или архангела, или "истинного пророка", являвшегося патриархам и Моисею. Е. усвоили и много друг. воззрений ессеев относительно отмены кровавых жертв, подлинности Ветхого Завета и др. Из новозаветного канона они признавали лишь Евангелие от Матфея и откровение Иоанна, особенно враждебно относясь к апост. Павлу и его учению. Дольше всего Е. держались в Сирии и Палестине, пока около конца IV в. они не стала приходить в более частые сношения с православными. Тогда среди них различались 2 партии: простые (или фарисейские) Е. и ессейские Е. Последние населяли те же места, где раньше жили ессеи, у Мертвого моря. В IV—V в. они исчезают из истории. Op. Lipsins, "Zur Quellengeschichte des Epiphanios" (1865); Dorner, "Entwicklungsgeschichte d. Lehre v. d. Person Christi" (2 изд., I, стр. 301).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.