Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - фарель
Фарель
(Guillaume Farel, 1489—1565) — известный (франц. реформатор. Род. в Дофинэ; происходил из богатой дворянской семьи. Вопреки желанию отца, хотевшего отдать его в военную службу, Ф. много работал над своим образованием. Приехав для продолжения своего образования в Париж, сделался учителем в коллеже. В это время Ф. был еще фанатически предан католицизму, но чтение Библии породило в нем некоторые сомнения. Он принялся за изучение греческого и еврейского языков, чтобы познакомиться с Св. Писанием в оригинале, и вскоре совсем отпал от католицизма. На него донесли Сорбонне и парламенту, и в 1521 г. он бежал в Mo к епископу Брисонне, покровительствовавшему протестантам. Здесь он с таким пылом стал проповедовать против католиков, что епископ должен был удалить его. Он отправился в Базель (1524), где публично защищал 13 тезисов против католиков. В Базеле он подружился с Эколампадием, но не сошелся с Эразмом; хладнокровие, нерешительность и осторожность последнего возмущали Ф., и он называл его Валаамом. Эразм соединился с противниками Реформации и добился изгнания Ф., который отправился сначала в Цюрих и Берн, где познакомился с Цвингли, а затем в Страсбург, где подружился с Буцером и Капитоном. По совету Эколампадия он поехал в Монбельяр, где собрал вокруг себя много последователей, но на католиков обрушивался с такой яростью, что вынужден был ими оставить Монбельяр. В 1528 г. ввел у себя реформацию Берн, а вслед за ним и другие города, при деятельном участии Ф., не раз подвергавшего опасности свою жизнь. В это время Ф. следовал учению Цвингли. В 1532 г. Ф. был послан делегатом на синод, собранный пьемонтскими вальденсами в целях соединения с реформированною церковью. На возвратном пути он остановился в Женеве и проповедью привлек к себе много народа. Католики предложили ему диспут, но на диспуте дело дошло до драки, и Ф. принужден был удалиться из города, но в 1534 г. вновь явился туда с рекомендательным письмом от Бернской сеньории. Женевские граждане, только что освободившиеся от притязаний епископа и герцога Савойского (см.), особенно дорожили союзом с Берном. Ф. искусно воспользовался раздражением против католического духовенства, которое подозревали в замыслах против свободы города, и дело Реформации быстро пошло вперед. Католики выставили против реформаторов доминиканца Фюрбити, прибегали даже к вооруженной силе, но должны были уступить и удалились в Лозанну и Фрейбург, а неудачное покушение на жизнь Ф., Фромана и Вире только увеличило их популярность в народе. Надо было поскорее организовать женевскую церковь ввиду бурного, насильственного характера Реформации. Городской совет в 1536 г. отменил католицизм и ввел богослужение, принятое в Берне и Цюрихе (как раз в это время Берн спас Женеву от нового нападения герцога Савойского). Ф. занялся выработкой церковного исповедания (Confessio helvetica), где ставил церковь в зависимость от светской власти и в отлучении видел только "дружеское исправление", не придавая ему еще того характера, который оно получило у Кальвина. Человек борьбы, Ф. не обладал организаторскими способностями, и реформированная женевская церковь находилась в полной анархии. Летом того же 1536 г. через Женеву по дороге в Германию проезжал Кальвин. Уже знакомый с его "Institutio religionis christianae", Ф. сразу оценил его и как организатора и упросил его остаться в Женеве и заняться устройством церкви. Кальвин согласился и вместе с Ф. предложил городскому совету свой проект — так называемые Articles de 1537 (см. соотв. ст.). Вслед за тем были составлены катехизис и исповедание, последнее — Фарелем. Хотя Ф. и высказывал в исповедании свой умеренный взгляд на отлучение, но в общем он подчинился ригористическим стремлениям Кальвина и его учению о независимости церкви от государства. Применение программы Кальвина вызвало в Женеве оппозицию, и после победы партии "либертинов" на выборах 1538 г. дело дошло до изгнания обоих реформаторов. В 1540 г. приверженцы Кальвина и Ф., гиллермены (Guillermins, от имени Ф., Guillaume), призвали Кальвина обратно (см.). Ф. в 1538 г. сначала последовал за Кальвином в Страсбург, затем отправился в Невшатель, чтобы вывести тамошнюю церковь из состояния анархии. После долгой борьбы ему удалось в 1542 г. настоять на организации церкви в духе Кальвина. Из Невшателя Ф. отправился в Мец по приглашению тамошних протестантов, но монахи добились запрещения его проповедей и изгнания его самого. Когда Ф. снова приехал в Мец и возобновил проповедь, на протестантов напал с войском герцог Клод де Гиз. В схватке Фарель был ранен и спасся от смерти только тем, что спрятался в повозку прокаженного. В 1543 г. Ф. вернулся в Невшатель, принял должность пастора и оставался здесь до самой смерти. Только изредка он ездил в Мец, Дофинэ и Женеву да два раза был в Германии, прося у протестантских князей защиты для вальденсов и французских протестантов. В одну из своих поездок в Женеву (1553) Ф. присутствовал при сожжении Сервета, которого тщетно уговаривал признать догмат троичности. В 1558 г., несмотря на свой преклонный возраст, он вступил в брак с молодой девушкой Марией Торель. Незадолго до смерти, в 1564 году, ездил в Женеву в последний раз, чтобы проститься с умиравшим Кальвином. Ф. был широко образованный человек, но не годился для роли теоретика Реформации. Это был прежде всего человек действия, мало интересовавшийся богословскими тонкостями. В Реформации он видел возвращение к религии более истинной и простой, более доступной и понятной, чем сложная совокупность догматов и обрядов католицизма. Всегда готовый к борьбе, миссионер по призванию, он был плохим руководителем и сам сознавал это. Зато неутомимость в трудах, редкое мужество, энергия и настойчивость делали из него сильного борца за торжество кальвинизма. Его проповеди сильно действовали на народ и привлекали массу последователей. Ф. обладал тем самым народным красноречием, в котором крылась тайна успеха Лютера. Он импровизировал свои речи, и мы можем судить о них только по рассказам. Как писатель он был мало замечателен. Он издал много брошюр, но все они написаны по тому или иному случайному поводу и не имеют теологического значения. Ср. Choupart, "Histoire de Guillaume Farel"; Kirchhofer, "Das Leben Wilhelms Farels" (Цюрих, 1831); Schmidt, "Etudes sur Farel" (Страсбург, 1834); Mignet, "Etablissement de la Réforme à Genève" (в "Notices et mémoires historiques", П., 1835); Chenevière, "Farel, Froment, Viret, réformateurs réligieux au XVI siècle" (Женева, 1836); Haag, "La France protestante" (Пар., 1855); Schmidt, "Wilhelm Farel und Peter Viret" (Эльберф., 1860); Goguel, "Histoire de Guillaume Farel" (Невшатель, 1873); Виппер, "Церковь и государство в Женеве XVI в." и другие сочинения о Кальвине, по истории Швейцарии и истории Реформации.
В. Б.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907