— святой,
митрополит московский и всея Руси, в миру Федор Степанович
Колычов; род. в 1507
г. Принадлежа к одному из знатных боярских родов Московского государства, Федор Степанович начал службу при дворе великого князя. В
конце правления вел. княгини Елены, в 1537 г., некоторые из его родственников, Колычовых, приняли участие в попытке князя Андрея Старицкого поднять
восстание против правительницы и вел. князя; одни из них были казнены, другие попали в тюрьму. В этот самый
год Федор Степанович тайно покинул Москву и ушел в Соловецкий м-рь, где, не открывая своего звания, поступил в
послушники. Выдержав продолжительное и суровое
послушание, он был пострижен в монахи с именем
Ф. В течение одиннадцати
лет,
до поставления своего в игумены, Ф. вел суровую
жизнь простого соловецкого инока, предаваясь физическим трудам и духовным подвигам. В 1548 г. соловецкий игумен Алексий сложил с себя свой сан и указал на Ф.
как на достойного своего преемника. Житие и другие
источники подробно описывают
труды игумена Ф. по внутреннему и внешнему благоустройству обители его и его энергичную хозяйственную
деятельность, благодаря которой Соловецкий м-рь сделался богатейшим промышленником, культурным центром Северного Поморья. Строгий аскет и подвижник явился образцовым хозяином, выказал большой практический
ум, хозяйственную энергию и предприимчивость. На островах и в поморских вотчинах явились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов.
Так, Ф. устроил
сеть каналов между многочисленными озерами на Соловецком о-ве, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйствен. построек, увеличил живой хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведен железный промысел; наконец, Филиппу приписываются разные технические изобретения и усовершенствования в промышленных орудиях и приспособлениях. В 1548, 1561 и 1565 гг. Ф. составил уставные грамоты, в которых определялись подробности управления крестьянским населением монастырских вотчин,
порядок распределения и взимания разных государевых податей и пошлин. Уже в первой половине XVI
в. Соловецкий м-рь вел обширную торговлю продуктами своей промышленности, преимущественно солью. В 1542 г. царской грамотой ему разрешено было вести беспошлинную торговлю 6000 пуд. соли. В первый год игуменства Ф., в 1548 г.,
право беспошлинной торговли увеличено было на 4000 пуд. В 1551 г. все торговые и промышленные привилегии Соловецкого м-ря были подтверждены, но в 1555 г. по неизвестной причине у м-ря было отнято право беспошлинной торговли солью и др. товарами. Взамен
царь пожаловал м-рю ряд деревень на
р. Суме и соляные варницы по морскому берегу и по островам; все эти варницы были обложены денежным оброком. В следующем 1556 г. по челобитью игумена Ф. и монастырской братии денежный
оброк с варниц был отменен, "для
того, что у них соляной торг отставлен". Есть известие, что Ф. присутствовал в Москве на Стоглавом соборе в 1551 г. Ко времени вступления Ф. на митрополичий
престол выяснилось, что между царем и представителем церкви не может быть единодушия и согласия по двум важнейшим политическим вопросам: о разделении государства на земщину и опричнину и о мнимой измене боярства. Филиппу это было понятно, и когда 20 июля 1566 г. царь с освященным собором "понужал" его принять митрополичий сан, он прямо поставил условием своего согласия отмену опричнины. Это требование сильно раздражило царя; только по челобитью архиепископов и епископов он "гнев свой отложил" и поручил собору епископов добиваться от Ф., чтобы он "в опришнину и в царьской
домовой обиход не вступался, а на митрополью бы ставился". Но вместе с тем царь соглашался выслушивать
советы митрополита по государственным делам, как это бывало при прежних государях. Ф. в конце концов покорился царскому слову и увещаниям духовного собора. Это
решение было изложено в особом приговоре, подписанном Ф. и семью епископами. 25 июля 1566 г. новоизбранный митрополит был возведен на престол собором епископов. Обещая не вмешиваться в политические и личные отношения царя, Ф. сохранял за собой право протеста против всех безнравственных и противных христианскому долгу явлений, которыми сопровождалось и разделение государства на земщину и опричнину, и борьба с мнимой боярской крамолой. Первый год святительства Ф. прошел спокойно. Митрополит занимался делами церкви, поставил несколько епископов, выстроил в Москве
церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Отношения его к царю наружно были вполне благоприятны. Сам царь, по-видимому, успокоился; неистовства опричнины прекратились. Новая
смута вспыхнула в Москве после того, как были перехвачены грамоты от польского короля к некоторым боярам, с приглашением отъехать в Литву. Снова начались казни. Пострадала не только группа бояр, обвиненных в измене; вся
Москва была терроризована неистовствами опричников. Архипастырский
долг заставил Ф. обратиться к царю с увещанием остановить бессмысленное кровопролитие и с ходатайством о помиловании опальных. Исполняя свой долг, Ф. не нарушал данного им обещания не вмешиваться в опричнину: он протестовал не против известного порядка, а против безнравственных явлений, обусловливаемых этим порядком. Но царь, угнетаемый манией преследования, уже не в состоянии был различить эти точки зрения. По логике его расстроенного
ума, кто осуждал безобразия опричников, тот хотел уничтожить опричнину, вырвать из
рук царя верное
орудие борьбы с крамолой; кто печаловался за его врагов, тот "покрывал" их, был за них — следовательно, против него. К тому же, по свидетельству жития Ф., среди высшего духовенства были враги митрополита, которые своими наветами раздували в душе царя искру подозрительности, зароненную первым требованием Филиппа об отмене опричнины. То были:
архиепископ новгородский Пимен, сам желавший быть митрополитом, епископы Филофей рязанский и Пафнутий суздальский и
духовник царский,
протопоп Евстафий, которого митрополит за какой-то
проступок подверг запрещению. Свои ходатайства за опальных и обличения ужасов опричнины Ф. начал в тайных беседах с царем наедине; но
они остались без результата. Тогда Ф. решился на всенародное обличение. Первое открытое столкновение произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе. Ф. обратился к царю с речью, в которой напоминал ему о долге христианина, об ответственности
перед судом Божиим за кровопролитие и беззакония. Раздраженный этим обличением, царь с гневом требовал от митрополита, чтобы он молчал и не прекословил его царской державе. По летописному известию, митрополит в этот же
день "вышел из двора митрополича и жил в монастыре у Николы Старого". В другой раз, когда царь явился в Успенский
собор с опричниками, одетыми в черные одежды и с высокими шлыками на головах, Ф. отказался благословить царя и снова стал обличать его. Царь опять потребовал от митрополита
или молчания, или удаления с кафедры. Хотя
Грозный каждый раз приходил в ярость от обличений Ф.,
твердость последнего тем не менее смущала царя и заставляла его задумываться.
Опричники и враги митрополита не упускали случая вызывать новые столкновения, напр. 28 июля в Новодевичьем м-ре, когда Ф. упрекнул одного опричника за то, что он стоял в тафье во время чтения Евангелия. К осени 1568 г. царь решил низложить Ф. В Соловецкий м-рь отправлена была следственная комиссия, составленная из личных врагов митрополита: Пафнутия, епископа Суздальского, боярина князя Василия Темкина, андрониевского архимандрита Феодосия, дьяка Дмитрия Пивова.
Эта комиссия должна была собрать обвинительный материал для привлечения Ф. к соборному суду. Угрозами и посулами комиссия заставила некоторых
монахов оклеветать своего бывшего игумена. Когда комиссия вернулась в Москву, привезя с собой самого соловецкого игумена Паисия и монахов, давших ложные показания против Ф., в начале ноября был созван собор для
суда, над митрополитом. Ф., рассказывает житие, не оправдывался в обвинениях, взводимых на него, и хотел
тут же на соборе сложить с себя знаки своего достоинства, но по требованию царя должен был оставаться в своем
сане до произнесения судебного приговора. 8 ноября 1068 г., во время богослужения в Успенском соборе, туда явился Басманов с опричниками; по прочтении во всеуслышание соборного приговора о низведении Ф. с митрополичьей кафедры опричники сняли с него святительское облачение, одели в простую монашескую одежду и на дровнях увезли в Богоявленский м-рь. Спустя некоторое время Ф. был переведен в Староникольский м-рь. В народе ходили слухи, что царь намеревался окончательно отделаться от ненавистного обличителя, сжечь его живым, как колдуна, затравить медведями; рассказывали также о чудесах, творимых Ф. В это же время шла дикая
расправа над близкими к бывшему митрополиту людьми: погибло десять
человек Колычовых, родственников Ф.;
голова одного из них была прислана к нему в темницу; казнены были многие клирики и митрополичьи
дети боярские. Наконец, Ф. был заключен в
тверской Отрочь м-рь. 23 декабря 1569 г., во время похода Грозного в
Новгород, посланный царем Малюта Скуратов задушил Ф. в его келье "возглавием",
т.
е. подушкой. В 1591 г. по просьбе братии Соловецкого м-ря
мощи Ф. были перевезены из тверского Отроча м-ря в
Соловки и положены в церкви свв. Зосимы и Савватия. Низложение и мученическая смерть митрополита Ф. остались пятном на памяти царя Иоанна Васильевича. Смыть это
пятно, от имени светской власти принести
покаяние власти церковной в нанесенном ей оскорблении решился царь Алексей
Михайлович. В 1652 г. царь по совещании с патриархом Иоасафом и всем освященным собором определил перенести в Москву мощи святителя Ф. В Соловецкий м-рь отправлено было
посольство из духовных и светских лиц с Никоном, митрополитом Новгородским, во главе. За литургией в церкви, где почивали мощи святителя, Никон "от царя посланную грамоту к Ф. митрополиту распечатав, во услышание всем прочел"; в этой грамоте Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину "прадеда" его: "сего ради преклоняю сан свой царский за оного,
иже на тя согрешившего, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием". 9 июля мощи Ф. были принесены в Москву. Церковное торжество, которым сопровождалось это событие, живо описано самим Алексеем Михайловичем в письме к князю
П. И. Одоевскому. 19-го июля мощи были положены в серебряную раку в Большом Успенском соборе.
Память Ф.
праздновалась всей церковью русской с 1591-го года, в 23 день декабря, но с 1660 г. празднование перенесено на 9 января. Память Ф. празднуется еще 3 июля, когда вспоминается перенесение мощей его в Москву, и 5 октября, вместе со всероссийскими святителями Петром, Алексием и Ионой. Празднование трем названным святителям установлено в 1596 г.
; св. Ф. присоединен к ним в 1875 г. Житие Ф., составленное в конце XVI в., распространено в многочисленных списках. Большие извлечения из него напечатаны в книге "Начертание жития митроп. Филиппа" (М., 1860). См. архим. Досифей, "Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого м-ря" (М., 1836); его же, "Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429 по 1 833 год" (изд.
3,
M., 1833); "Александро-Невская летопись" в III т. "Русской историч. библиотеки", "Сказания кн. Курбского" (изд. 2);
донесение Таубе и Крузе в "Sammlung Russisch. Gesch." (X, 1, 187—241); H. Барсуков, "Источники русской агиографии" (стр. 5 66—575); "Боярский род Колычовых" (М., 1886, стр. 77—96). Специальные статьи о митрополите Ф.: епископа Леонида в "Душеполезном чтении" (1861,
ч. II); Д.
А. Валуева в "Библиотеке для воспитания" (1845); Я.
М. Уманца в "Древней и новой России" (1877); М. Кояловича в "Страннике" (1861);
С. Рождественского в "Русском биографическом словаре" (СПб., 1901).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.