Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - фоленго джироламо
Фоленго джироламо
(Girolamo, в монашестве Teofilo Folengo) — выдающийся итальянский поэт, наиболее видный представитель так назыв. макаронической поэзии (см.). Род. в 1492 г. близ Мантуи. Поступил в монастырь бенедиктинского ордена, но вследствие раздоров, возникших в монастыре, бежал из монастыря в 1515 г. вместе с любимой женщиной, Джироламой Дедией, и отправился в Болонью, где изучал натуралистическую философию у Помпонацци. Здесь он написал свои первые поэмы: "Moschaea", "Zanitonella" и первую редакцию "Maccaronea". Все эти произведения написаны макароническим языком. "Moschaea" — комическая поэма, написанная в подражание приписываемой Гомеру "Батрахомиомахии"; она повествует о войне мух с комарами и представляет собой сатиру на бесчисленные мелкие войны между различными итальянскими государствами, возникавшие большей частью по ничтожным поводам, но приводившие нередко к весьма печальным результатам. Ф. заимствует для своих описаний черты и приемы из Ариосто и из классических образцов и самым серьезным и даже патетическим тоном описывает битвы насекомых. "Zanitonella" — сборник эклог и других стихотворений, которым он дал странные названия Sonolegiae и Strambottolegiae (размер заимствован из латинских элегий, а число стихов соответствует числу их в итальянских сонетах и Strambotti). Здесь воспевается в карикатурном виде любовь Тонелло к Занине и пародируются любовные канцоны сентиментально-слащавых подражателей Петрарки. В эклогах вместо воображаемых аркадских пастушков выступают на сцену действительные крестьяне, причем их глупость и грязь изображены хотя и преувеличенно, но в сущности верно. Третье и главнейшее произведение Ф., в котором талант его достигает кульминационной точки развития, — "Maccaronea" — издано было в трех редакциях. Первая относится к 1517 г., 2-я — к 1521 г. Герой поэмы Бальдо благодаря своей силе и заносчивости держит в страхе всех жителей своей местности. Хитростью удается его посадить в тюрьму. Оттуда его освобождают его друзья, вместе с которыми он собирает шайку забияк, отправляется искать приключений, подвергается бурям на море, битвам с пиратами, уничтожает чары, убивает ведьм и чудовищ и достигает даже ада. В аду Бальдо и товарищи встречают макаронического пророка, который предсказывает им их судьбу. Затем они приходят к гигантской тыкве, где находятся непризнанные философы, поэты и другие шарлатаны. Здесь Ф. внезапно прерывает повествование. В общем эта поэма представляет, с одной стороны, пародию на рыцарские романы и поэмы, с другой — грандиозную сатиру на нравы того времени. Как и в более ранних произведениях, Ф. применяет здесь возвышенный эпический стиль, представляющий комический контраст с далеко не героическими деяниями героев поэмы. По временам повествование прерывается торжественными обращениями к музам (макароническим) с просьбой вдохновить его и помочь ему в его труде. Сатирический элемент особенно ярко проявляется в описании жизни монахов Convento della Motella, развратных, грубо-невежественных, прожорливых и лицемерных: "желудок — их Бог, еда — их закон, бутылка — их священное писание". Замечателен воспроизведенный впоследствии у Рабле рассказ старика, державшего гостиницу при входе в Рай и оставившего это место ввиду его невыгодности, так как в Рай приходили одни только нищие, а короли, Папы и герцоги появлялись там очень редко. В последней книге Ф., издеваясь над схоластиками, описывает местопребывание Фантазии, где философские и грамматические термины и мысли порхают бездельно подобно мухам, не управляемые ничьей разумной волей. Самые фантастические приключения рассказаны с удивительной точностью и реальностью, имеют правдоподобность истории и обнаруживают в авторе редкое знание человека и природы. После нескольких лет бурно проведенной жизни Ф. возвратился в монастырь, но преследования со стороны Скваргиалупи, на которого он часто нападал в своих сочинениях, заставили его вновь покинуть монастырь (около 1525 г.). Он нашел убежище у Орсини, сыну которого давал уроки. В 1525 г. он написал сатирическую поэму в октавах, "Orlandino", под псевдонимом Limerno Pitocco. Содержание "Orlandino" заимствовано из начальных книг "Maccaronea", но некоторым эпизодам дано дальнейшее развитие с сатирической целью. Здесь встречаются еретические мысли о ценности веры и дел, о молитвах к святым, об исповеди, о монашестве, об искуплении, о продаже индульгенций. Другая поэма, написанная им около того же времени, — "Caos del Triperuno" (Tri per uno) — странная смесь прозы и стихов итальянских, латинских и макаронических, представляет историю мистических заблуждений и освобождений, в аллегорической форме; заключение ее — признание божественной милости единственным источником спасения. Несмотря на сочувствие Реформации, Ф. не порывал окончательно с католицизмом и в 1526 г., по смерти Скваргиалупи, вновь добился возвращения в монастырь; при этом как условия приема в монастырь от него и брата его потребовали, чтобы они жили некоторое время в уединении. Они удалились в Саро di Minerva. Покаяние, которое, по-видимому, было чисто внешним, не помешало Ф. издать 3-ю редакцию "Maccaronea", в предисловии к которой он уверял, что сделал это с целью уничтожить наиболее скандальные места. На самом деле сатира приобрела здесь еще более резкости и смелости. В 1533 г. он издал благочестивую поэму "Umanita del figliuolo" и "Janus", причем в предисловии утверждал, что раскаивается в составлении "Maccaronea". Наконец, в 1534 г. он был окончательно принят в монастырь и в 1537 г. был сделан настоятелем в Santa Maria delle Ciambre (близ Палермо). В это время им написана поэма в терцинах "La Palermietana" или "Umanita di Cristo", где он описывает рождение и детство Христа, выставляя себя как бы присутствующим при евангельских событиях, а также духовную rappresentazione (мистерию), названную впоследствии "Atto della Pinta" по месту ее первого исполнения в старой церкви S.-Maria della Pinta. В 1543 г. Ф. отправился в монастырь S.-Croce в Кампезе, близ Бассано, где и умер в 1544 г. Поэзия Ф., с одной стороны, представляет дальнейшее развитие тех начал (т. е. иронического отношения к рыцарям и их подвигам), которые встречаем в поэме Луиджи Пульчи "Il Morgante" (особенно в эпизодах с Margutto и Astarotte) и отчасти у Ариосто, с другой — является предшественницей реалистического романа Сервантеса, а также сатиры Рабле. Друг Бальдо Чингар является прототипом Панурга; многие эпизоды "Maccaronea" встречаются в несколько измененном виде у Рабле. Старинный французский анонимный переводчик "Maccaronea" прямо называет Ф. прототипом Рабле. См. Attilio Portioli, "Le opere maccheroniche di Merlin Cocai" (1882, 3 и 9); A. Luzio, "Nuove ricerche sul Folengo", в "Giornale storico letterario italiano" (XIII, стр. 159 сл. и XIV, стр. 365 сл.); "Litt. Bl. f. germ. und röm. Phil." (1883, стр. 435 и 1890, стр. 186); "Zeitschrift, f. röm. Phil." (XIII, 589 сл., XIV, 249 сл.); Vicenzo Russo, "La Zanitonella e l'Orlandino di Teofilo F." (Бари, 1890); Isid. la Lumia, "T. F. in Sicilian, в "Nuova antologia" (S. II, т. VIII, стр. 601 сл.). О предшественниках Ф. см. G. Zannoni, "I precursori di Merlin Cocai. Città del Castello", 1888). См. также "Histoire maccaronique de Merlin Coccaie", изд. Jacob (П., 1876).
Н. Грушке.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907