Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - фра джованни да фьезоле
Фра джованни да фьезоле
По направлению своего творчества, Фра Джованни занимает в истории совсем особое место в ряду итальянских живописцев XV в. В эпоху натуралистических и антиквизирующих стремлений расцветавшего Возрождения он является единственным и последним представителем отжившего средневекового искусства в лучших его качествах, наивным, глубоко верующим художником, изобразителем неземной красоты, ангельской непорочности, религиозного экстаза, райского блаженства. Причиной того, помимо врожденного артистического таланта, был личный характер скромного и благочестивого монаха. Вазари говорит о нем: "Фра Джованни был человек простой и святой жизни; он постоянно упражнялся в живописи, но не хотел изображать ничего, кроме святых. Он мог бы сделаться богачом, но не заботился о том, говоря, что истинное богатство состоит только в том, чтобы довольствоваться малым; мог бы повелевать многими, но находил, что повиноваться легче, чем начальствовать над другими. В высшей степени человеколюбивый, воздержанный и целомудренный, он спасся от мирских сетей и не раз повторял, что занимающийся искусством должен жить в покое, не помышляя ни о чем, и что работающему для Христа, надо постоянно пребывать со Христом. Никто никогда не видел его сердящимся среди братии, и только улыбкой укорял он своих друзей. Словом, не найти выражений, достаточных для похвалы этого инока как за его поступки и речи, за их смирение и кротость, так и всю его живопись, за ее искренность и благочестивость, благодаря которым изображаемые им святые выходили более святыми, чем у кого-либо другого. Он имел обычай не изменять и не исправлять ничего в написанном произведении, а оставлял его таким, каким оно вышло у него сразу, полагая, что так угодно Богу. Некоторые рассказывают, что Фра Джованни никогда не принимался за кисть, не помолившись предварительно, и не написал ни одного распятия, при исполнении которого не омочил бы своих щек слезами. В лицах и позах его фигур отражается доброта его души, столь великой и искренней в своей вере". Довольно видеть одну-две работы Фра Анджелико, чтобы убедиться в справедливости вышеприведенной оценки. Каждая из них была для него не исполнением выгодной или способствующей к славе задачи, а душеспасительным делом; в каждую влагал он свою душу, свое пламенное религиозное чувство, свое светлое представление о загробной жизни. Невольно причастный к обновительному ходу современного ему искусства, он присматривался к натуре, но наблюденные в ней формы и движения служили ему лишь подспорьем при создании идеальных образов неземной красоты и дивной выразительности. Однако, художник-монах был мало способен к воспроизведению сильных страстей, проявлений злобы и физической муки, вследствие чего изображение демонов, Страшного Суда, ада и казней удавались ему плохо, порой бывали даже наивно-комичны. Его звание и самый род искусства мешали ему близко изучить нагое человеческое тело, а потому в его фигурах постоянно встречаются анатомические погрешности и принужденность поз; но об этих недостатках совсем забываешь, любуясь ликами его обворожительных отроков-ангелов, прелестных дев и благородных старцев, его торжественно-живописными композициями, красивыми драпировками, свежими, подобранными с редким вкусом и гармоничными красками, мягкостью и деликатностью его кисти. Произведений Фра Джованни сохранилось очень много. Станковыми его картинами владеют почти все большие музеи Европы, но особенно богата ими Флоренция. В ряду находящихся там наиболее замечательны: восемь досок с 35-ю маленькими изображениями эпизодов из земной жизни Спасителя, некогда украшавшие собой шкаф для хранения серебряной утвари в церкви С.-Аннунциата (теперь в академии художеств), "Страшный Суд с Раем и Адом" (там же), "Снятие со креста" (там же), большой триптих: "Мадонна с 12-ю ангелами, молящимися или играющими на музыкальных инструментах" — на средней доске, и с четырьмя святыми на боковых досках (в галерее Уффици), небольшое, но многофигурное "Коронование Пресвятой Девы" (там же) и "Мадонна со звездой" (в музее св. Марка). Затем должно указать на знаменитое "Коронование Пресвятой Девы" — одно из отличнейших произведений мастера, принадлежащее Луврскому музею, в Париже, и на складень Берлинского музея с изображением в середине "Страшного Суда", а на боковых досках "Блаженства праведников" и "Мучения грешников". Что касается до фресок Фра Джованни, то их, разумеется, нет нигде, кроме тех мест Италии, где он трудился, — за исключением одной, попавшей к нам в Эрмитаж, а именно "Мадонны с предстоящими ей св. Домиником и Фомой Аквинским", перенесенной из упраздненного доминиканского монастыря во Фьезоле. Во Флоренции, монастырь св. Марка, превращенный теперь в музей, — обитель, в которой инок-художник провел много лет, — содержит в себе целый ряд его фресок. Ими украшены коридоры, кельи, зал капитула, надворные галереи монастыря. Любопытнейшие из этих картин — "Воскресение Христово", "Явление воскресшего Спасителя Марии Магдалине", многосложное по композиции "Распятие", со стоящими у креста Богоматерью, апостолами и представителями церкви, и "Христос в образе странника, принимаемый монахами доминиканского ордена". Фрески Фра Джованни в Орвиетском соборе (в капелле Сан-Брицио: "Христос судия мира" и "Сонм пророков") могут считаться превосходнейшими из всех его работ: нигде Ф. не достигает до такой возвышенности стиля и правды в передаче энергических движений, как в этих фресках. Наконец, чрезвычайно интересны сцены из житий св. Стефана и св. Лаврентия, написанные фра Анджелико в капелле Николая V, в Ватикане; они свидетельствуют, что мастер даже в старости, оставаясь верен своим исконным идеалам и основным принципам, следил за успехами искусства и в значительной степени пользовался ими; в этих фресках еще больше реализма и драматизма, чем в Орвиетских.
Ср. Vinc. Marchesi, "Memorie dei pi ù insigni pittori, scultori ed architetti dominicani" (2 т., 2-е изд., Флоренция, 1854); E. F ör ster, "Leben und Werke des Fra-Giovanni da Fiesole" (Регенсбург, 1859); Ley, "Giovanni da Fiesole" (Лондон, 1886) и пр.
А. С—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907