Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - фюрих
Фюрих
(Йозеф von Führich) — один из значительнейших австрийских живописцев; род. в Кратцау, в Богемии, 9 февраля 1800 г.; умер в Вене, 13 марта 1876 г. При поддержке графа Клам-Галласа, большого любителя искусств, заметившего в нем художественные способности, он учился у Беглера, в Праге, и, сблизившись потом, во время недолгого пребывания своего в Вене, с кружком тамошних романтиков и проникшись их направлением, нарисовал ряд иллюстраций к "Сказкам голубого грота" В. Ваиблингера, 15 композиций на сюжеты из "Геновевы", "Фантаза" и "Басен эльфов" Тика, очерки к "Герману и Доротее" и "Лесному царю" Гёте и др. Благодаря успеху этих рисунков, особенно изданию своей "Геновевы" (Прага, 1824), молодой художник получил возможность отправиться в Рим. Здесь он сошелся с Фейтом, Овербеком, Кохом и другими "назареями", вместе с Овербеком написал в вилле-Массими фрески на темы из "Освобожденного Иерусалима" Т. Тассо и затем занялся почти исключительно религиозной живописью. Важнейшие из картин, исполненных им в это время, — "Христос, шествующий в Гефсиманский сад с апостолами Иоанном, Петром и Иаковом", "Иисус Навин при падении стен Иерихона", "Св. Адельгейда и св. Франциск Ассизский перед Богородицей", "Вочеловечение Христа", "Плач Иуды", "Вооз и Руфь", "Св. Филомена", "Торжество Христа" (в галерее графа Рачинского, в Берлине), "Христос, спящий в ладье во время бури", "Бог-Отец, дающий Моисею Скрижали Завета" и "Богоматерь, шествующая над горами" (лучшее из всех произведений художника, исполненных масляными красками; находится в Венском музее) и некоторые др. В 1841 г. Ф. был назначен профессором исторической композиции в венской академии художеств. Занимая эту должность до конца своей жизни и состоя с 1845 г. членом академического совета, он продолжал по-прежнему усердно работать карандашом и кистью. Со времени его переселения в Вену им сочинены два обширных цикла фресок: один, неудачный в колоритном отношении (сцены Страстей Господних), для боковых нефов венской церкви св. Иоанна Непомука, а другой — для нововыстроенной Альтлерхенской церкви; первый цикл написан под его руководством, из картин второго им самим исполнены: "Воскрешение Лазаря", "Неверие апостола Фомы", "Христос, спасающий апостола Петра, шествовавшего по водам" и "Вечеря в Еммаусе". По окончании этих работ, Ф. посвятил себя сочинению серий рисунков на различные духовные темы, и эти рисунки, воспроизведенные в гравюрах и политипажах, еще более, чем фрески и картины, способствовали популярности художника. Таковы: "Духовная роза" (16 листов, гравюра на дереве; Мюнхен, 1871), "Он воскрес" (15 рисунков, гравировал на дереве Габер; Лейпциг, 1868; 3-е изд. 1886), "Вифлеемский путь" (12 рис., гравировал на дереве также Габер; Лейпциг, 1867), "Псалтирь" (гравировал на дереве Эртель; Лейпциг, 1874), "Блудный сын" (гравировал на меди Петрак; Вена, 1873) и "Подражание Христу" Ф. Кемпийского (обрамления страниц; гравировал на дереве Эртель; 2-е изд., Вена, 1875). Ф. собственноручно воспроизвел в гравюрах крепкой водкой свои композиции: "Отче Наш" и "Семь прошений" (9 листов, 1826), "Торжество Христа" (11 листов, 1839) и "Брак в Кане Галлилейской" (1841). Общий характер произведений этого мастера — зрелая обдуманность сочинения, проникнутого в романтических сюжетах мечтательной поэзией, а в религиозных изображениях — благочестием с сильным оттенком мистицизма; они отличаются прекрасным рисунком, ясным распределением масс и линий, простой и благородной постановкой фигур, их характерностью, непринужденностью их движений, простой и вместе с тем живописной укладкой драпировок; но краски Ф. недостаточно сильны, а в экспрессии его лиц мало индивидуальной внутренней жизни.
Ср. "Joseph von Führich, eine Lebensskizze" (Вена, 1885); "J. v. Führichs Briefe aus Italien an seine Eltern" (Фрейбург, 1883) и статья о Ф. его сына, Лукаса, в журнале "Graphische Künsten" за 1886 г.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907