Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - галлы или кельты
Галлы или кельты
Сведения о политическом социальном и религиозном строе Г. не восходят дальше Юлия Цезаря ("De bello gallico"); для позднейшего времени кое-что дают Диодор, Страбон, Лукиан и Аммиан Марцеллин, а для изучения религиозного быта имеют значение надписи и даже некоторые средневековые ирландские и шотландские саги. Несомненно, что Г. были найдены римлянами в той стадии политического развития, когда не может быть речи о сплочении народа в обширное государственное соединение. Население Трансальпийской Галлии, разделенное на 90 племен, составляло столько же государственных общин (civitates). Некоторою связью между ними служили concilia totius Galliae, в которых, впрочем, принимали участие только старейшины общин (principes civitatum). Фюстель де Куланж полагает, однако, что эти concilia были введены в Галлии Цезарем и были совершенно нормальным в римских провинциях явлением — собранием представителей отдельных общин, созываемых волей наместника ввиду той или иной надобности. Форма правления у галльских общин была или монархическая, или республиканская. Царская власть не была наследственной; у эдуев, напр., ежегодно выбирался верховный глава, называемый vergobret. В республиканских общинах военная власть, обыкновенно, была отделена от гражданской. В каждой civitas был сенат, в котором заседала местная аристократия. Самым могущественным классом были жрецы — друиды: они были хранителями вероучения и исполнителями культа; им же принадлежала и широкая судебная власть. Сила друидов заключалась в корпоративной организации при совершенном отсутствии кастовой замкнутости. Над всеми друидами стоял выборный верховный жрец, которого Моммсен называет друидическим папой. У галльского духовенства были свои ежегодные съезды в земле Карнутов, напоминающие христианские соборы. Друиды освобождались от военной службы, не платили налогов и не несли никаких повинностей. Цезарь ничего не говорит о каких-либо подразделениях среди друидов, тогда как Диодор и Страбон различают среди них философов и богословов (собственно друиды), прорицателей или священнослужителей (μάντεις, ουάτεις) θ певцов-поэтов (барды). Помпоний Мела и Страбон говорят также о девах-жрицах, друидессах, живших, в числе девяти, на острове Сене (недалеко от нынешнего Бреста); им приписывались всевозможные чудодейственные способности, в том числе дар пророчества. Вторым по значению классом галльского общества была военная аристократия, так называемые equites (всадники); они были окружены клиентами (ambacti), принадлежавшими, по большей части, к свободному состоянию, исключая разряд крайних бедняков (oboerati). Всадники были главными собственниками земли; между ними попадались богачи, содержавшие больше десяти тысяч слуг. Низший слой составляли рабы, занимавшиеся обработкой земли; по своей многочисленности они так низко ценились в Галлии, что, по словам Диодора, раба можно было купить за меру вина. В религии Г. до сих пор многое остается невыясненным, несмотря на богатый эпиграфический материал, открытый в последнее время. В конце и века до Р. X. она находилась, по-видимому, на пути развития от натурализма к спиритуализму. Большая часть галльских богов является не только олицетворением сил природы, но и воплощением какой-нибудь духовной стихии. Самые видные фигуры галльского Олимпа — Тейтат, Таранис и Езус. Первый из этой триады соответствует римскому Марсу и носит иногда другие имена: Сегомона, Камула и друг.; этот свирепый бог имеет своей спутницей богиню Неметону (Немону). Таранис соответствовал Юпитеру, а Езус — Меркурию. Большим почитанием пользовались также Белен (Борвон, Гранн) и Огмий; первый является солнечным богом — Аполлоном, a Oгмий, изображаемый дряхлым стариком с протянутыми от языка золотыми нитями к ушам толпы слушателей, с палицей в одной руке и луком в другой, был галльским Геркулесом. У кельтов была еще масса второстепенных божеств-гениев различных местностей, богинь-матерей, покровительниц земледелия, заботящихся о людском благополучии. Главные галльские боги требовали для своего умилостивления человеческой крови; им в жертву приносили, обыкновенно, военнопленных или разного рода злодеев и преступников, но иногда и невинных. В учении друидов бессмертие души соединялось с переселением душ из одного человеческого организма в другой, но не на земле, а в ином свете. По словам Помпония Мелы и Валерия Максима, Г. давали взаймы под условием уплаты в другом мире. Воспитание детей находилось всецело в руках женщин: пока Г. не умел владеть оружием, он не смел даже появляться на глаза отца. Образование исходило от друидов. Власть отца семейства над его членами была неограниченная. Жилища делались из дерева и плетня и покрывались соломою и досками. Домашняя обстановка была бедная: возлежали обыкновенно на соломенных подушках или звериных шкурах; спали на земле. Одежда состояла из штанов и доходившего до бедер камзола; поверх нее надевался плащ, летом холодный, зимою теплый. У знатных лиц одежда вышивалась золотом. Волосы носили длинные, бороду — коротко подстриженную; в большом употреблении были золотые цепи, ожерелья и кольца. Пища состояла из мяса, преимущественно свинины, и молока; для знатных приготовлялось вино, простой народ пил пиво. Г. славились уменьем обрабатывать металлы и приготовлять из них оружие, железную утварь и украшения. В большом употреблении и были разные стеклянные изделия, а также искусство золотить и серебрить. Земледелие и скотоводство находилось в руках низшего класса, которому отводилась ежегодно земля для обработки.
Дворянство жило в главных пунктах каждой области, предаваясь рыцарским упражнениям и охоте. Мертвых сожигали, вместе с теми вещами, животными и рабами, которые при жизни были всего дороже своему господину.
Перемены в быте галлов, когда они стали подданными Рима, совершались в различных направлениях, но нельзя сказать, чтобы они вводились насильственно. Прежде всего заметно ослабело могущество друидов, а потом исчез и самый их класс. Не будучи особенно привязаны к друидизму, Г. способствовали его падению усвоением римской религиозной системы и, главным образом, принятием культа императоров. Первый храм в честь Рима и Августа был устроен в Лугдуне (Лионе) в то время (10 г. до Р. Х.), когда этот культ еще только начинал распространяться. С этих пор Лугдун сделался политическим и религиозным центром Галлии: сюда каждый год сходились представители от всех галльских civitates из tres Galliae (Аквитании, Г. Лугдунской и Белгики) для совершения торжественного жертвоприношения и для обсуждения общих дел. Это собрание постепенно заменило собою обычные сборища друидов в земле карнутов, а верховный жрец, или фламин Августа, заменил друидического папу. Положение другого привилегированного гальского сословия мало изменилось: оно осталось землевладельческим. Полусвободная и несвободная масса клиентов постепенно превратилась в колонов (римские крепостные). Поставленная под управление наместника, Галлия, со времени реформ Диоклетиана и Константина, была наводнена чиновничеством. Города, получившие муниципальное устройство, сначала благоденствовали под разумным самоуправлением, в котором принимало значительное участие все городское население. Затем, под влиянием экономической эволюции, решающее влияние на городские дела приобрела местная аристократия, состоявшая из possessores и сложившаяся в особый класс — ordo decurionum. Эти декурионы, ответственные за правильное поступление городских доходов, при возрастающей финансовой требовательности правительства, начинают разоряться и бегут из муниципальных советов (курий), что замечается уже во II веке по Р. Х. Опустению курий немало способствовало и христианство. Дальнейшая судьба самоуправления в Галлии была та же, что и в других провинциях империи. Скорая романизация Галлии яснее всего выразилась в том, что в первом же веке по завоевании этой страны почти все галлы стали носить римские имена. Не прошло и четырех веков, как на кельтском языке здесь уже перестали говорить. Галльские города приняли вид римских; явились шоссейные дороги, роскошные виллы; вместо друидических семинарий завелись школы, в которых преподавалась поэзия, риторика и математика; развилась охота к чтению, собиранию книг и, наконец, к литературному и художественному творчеству. Почти так же были романизованы и другие провинции запада империи, в которых было кельтское население. Когда в V веке нахлынули на Римское государство германцы, Галлия была совсем римской, а Британия — в значительной мере.
Ср. Amé dée Thierry, "Histoire des Gaulois" (1828 и др. изд.); Эдвардс, "Письмо к Тьерри о физиологических признаках человеческих пород и их отношения к истории" (перев. Грановского, в I т. его сочинений); Belloguet, "Ethnogénie gauloise" (1868—1876); Н. Martin, "Etudes d'arché ologie celtique" (1872); Bertrand, "Archéologie celtique et gauloise" (1876); Bertrand, "Les anciennes populations de la Gaule" (1864); Lemière, "Etudes sur les Celtes et les Gaulois" (1876); De Valroger, "Les Celtes, la Gaule Celtique" (1879); D'Arbois de Jubainville, "Les premiers habitants de l'Europe" (1877); Maissiat, "Dictionnaire archéologique de la Gaule" (1876); Elton, "Origins of english history" (1882); Robion, "Les Gaulois d'Orient" (1866); Fustel de Coulanges, "Histoire des institutions politiques de l'ancienne France" (т. I, "Gaule romaine", 1891); Моммсен, "Римская история" (т. V, пер. Неведомского, 1885); Георгиевский, "Галлы в эпоху Юлия Цезаря" (1865); Василевский, "Вопрос о кельтах" ("Жур. Мин. Нар. Просв.", ч. 223 и 228, 1882—83 гг.). Имеется специальное издание — журнал "Revue Celtique".
С. Степанов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907