Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гауптман герхард
Гауптман герхард
I
(Гергард, Hauptmann) — современный немецкий драматург натуралистической школы; род. в 1862 г. Первая драма его "Тиверий" — довольно шаблонное произведение в староромантическом вкусе, равно как и поэма "Удел прометидов". Но вскоре из Г. выработался писатель-натуралист. Первым опытом в этом новом направлении была повесть "Стрелочник Тиль" ("Bahnwärter Thiel"). Затем он написал драму "Vor Sonnenaufgang" и отдал ее дирекции "Вольной сцены", только что организованной в Берлине кружком литераторов. Пьеса была представлена в 1889 году и своим крайне "дерзким" реализмом подняла в печати целую бурю. Гауптман является здесь учеником Ибсена, хотя еще незрелым, но уже с проблесками сильного, самобытного таланта. В том же 1889 г. появляется вторая пьеса Гауптмана, "Праздник мира" ("Das Friedensfest"), в которой он окончательно выступает на путь сознательного натурализма и делает смелую попытку к созданию нового драматического стиля. Известность Г. упрочивается и талант его признается серьезной критикой только после постановки двух следующих пьес: драмы "Одинокие" ("Einsame Menschen", 1890) и комедии "Наш товарищ Крамптон" ("College Crampton", 1891); последняя пьеса — одна из самых веселых и умных во всей новейшей немецкой литературе. В "Одиноких" Г. обнаружил некоторую близость к взглядам графа Л. Толстого на брак. Новейшим крупным произведением Г. является драматическая поэма "Ткачи" ("Die Weber", 1892), мастерски изображающая экономическое положение силезских рабочих. Кроме драм, Г. написал еще несколько рассказов ("Der Apostel" и др.). Г. талантливее и глубже Зудерманна, а в способе разработки своих сюжетов гораздо детальнее и смелее Ибсена. Индивидуализация лиц посредством оттенков речи доведена у него до высокой степени совершенства.
А. Рейнгольдт.
II
(дополнение к статье)
(Gerhard Hauptmann) — За последние 15 лет Г. стал во главе современной немецкой драмы. Начав с натурализма в духе Золя, с проблемы наследственности в своих ранних вещах ("Vor Sonnenaufgang", "Friedensfest"), Г. в дальнейшем своем творчестве ставил себе разнообразные задачи. От натуралистических драм, описывающих трагизм среды, он перешел к психологии личности в борьбе со средой. На этом построены его "Einsame Leute", где изображаются типы переходного времени, когда личность, познав свои права, еще недостаточно окрепла, чтобы утвердиться в них. Большое общественное значение имеет его драма "Die Weber" (1892), где на фоне мятежа голодных ткачей рисуется страшная картина человеческого горя. Основной мотив всей драмы выражен в заключительных словах: "У каждого человека должна быть мечта" ("Jeder muss halt a Sehnsucht haben"). Она очень интересна по технике: героем ее является толпа, состав которой изменяется в каждом действии. В дальнейшем творчестве Г. пьесы реалистического содержания чередуются со сказочными, фантастическими драмами. В "Ганнеле" ("Hannele's Himmelfahrt", 1892) Г. с большим успехом объединяет изображение самой грубой действительности — жизни в ночлежном приюте — с фантастическим миром грез, расцветающих в душе затравленной умирающей девочки. Контрастами внешнего уродства жизни с красотой скрытого духовного мира эта драма производит неотразимое впечатление. К разряду реалистических драм Г. относятся историческая драма "Флориан Гейер" (1895), "Михаил Крамер" (1901), "Возчик Геншель" (1898), народные фарсы "Бобровая шуба", "Красный петух", "Шлук и Яу" и новейшая его драма "Роза Бернт" (1903). В каждой из этих драм идеалистические стремления духа противопоставляются принижающей правде жизненных обстоятельств и человеческих страстей. В "Флориане Гейере" Г. сделал попытку возродить историческую хронику. "Бобровая шуба", "Красный петух", "Шлук и Яу", но силе юмора и меткому натуралистическому изображению рабочего класса, без всякой идеализации, чрезвычайно жизненны и художественны. В "Розе Бернт" опять выступает вопрос о личности, которая погибает, когда индивидуальная совесть становится объектом человеческого суда. Все эти драмы вполне реальны по манере письма, но все проникнуты стремлением отразить идеалистические порывы духа: в этом сила Г., который и в общественных драмах, и в психологических, изображающих личность в борьбе со средой, никогда не ограничивается житейской стороной конфликтов, а всегда чутко прислушивается к голосу духа. Наряду с реалистом в Г. высоко стоит поэт, чутко воссоздающий атмосферу национальных сказок и преданий в стихотворных драмах: "Потонувший колокол" (1896) и "Бедный Генрих" (1903). "Потонувший колокол" — трагедия идеалиста, скованного жалостью к земному, но стремящегося ввысь. "Бедный Генрих" — переработка старинного немецкого предания о прокаженном, исцеленном самоотверженной любовью девушки. Дух поэтичного старинного предания превосходно сохранен в драме. Таким образом, основная черта Г. — сочетание натуралистических приемов, близости к жизни и ее непосредственным интересам, сочувствия человеческим страданиям, с глубоким идеализмом, с верой в дух человеческий, который ставит себе все более и более высокие цели.
З. Венгерова.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907