Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гендель
Гендель
М. П.
Восемнадцатое столетие в истории музыки особенно замечательно двумя необычайно одаренными композиторами: Г. и Бахом. Оба они довели свободный контрапункт до высшей степени развития. Эпоху Г. и Баха следует считать временем расцвета полифонии. Хотя оба композитора были великими контрапунктистами, но между ними существует разница в направлении. Бах более идеально, более глубоко смотрел на полифоническое сочинение. Сложная полифоническая ткань у Баха не прерывается до самого конца его сочинений, которые требуют от слушателя большого внимания. Г. не держался исключительно контрапунктического стиля. Начиная свое сочинение полифонически, с удивительным искусством сплетая голоса, он вскоре переходил к гомофонии, к простым гармоническим сочетаниям, имея в виду не утомлять слушателя, не держать его долго в напряженном состоянии. Вот почему произведения Г. пользовались гораздо большей популярностью, чем произведения его современника, Баха. Хотя Г. очень много писал для сцены, но его дарование отличалось более лиризмом, чем драматизмом. Бах, писавший для эстрады, выказал гораздо больший драматический глубокий талант, в особенности в оратории "Страдания Христа".
Н. Соловьев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907