Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гендель георг-фридрих
Гендель георг-фридрих
(Haendel) — знаменитый германский композитор, проведший почти всю свою жизнь в Англии (1684-1759). Музыкальные способности Г. проявились весьма рано, несмотря на все препятствия со стороны отца. Восьмилетним мальчиком он уже хорошо играл самоучкой на органе; десяти лет писал мотеты, которые исполнялись в церкви города Галле. В 1703 г. Г. отправился в Гамбург, который славился своей оперой, и поступил в оркестр. В Гамбурге Г. написал множество самых разнообразных композиций, в том числе две оперы, "Альмира" и "Нерон", имевшие успех. В 1707 г. переселился в Италию, где прожил до конца 1710 г.; из написанных здесь сочинений громадный успех имела опера "Агриппина". В Лондоне, где Г. достиг апогея своей славы, он написал многочисленные оперы, оратории и др. соч. Наибольший успех имела его опера "Radamisto", поставленная в 1720 г. С 1740 г. Г. писал исключительно оратории. Из них лучшие — "Мессия", "Израиль в Египте" и "Эсфирь". Г. написал свыше 50 опер, 23 оратории, множество композиций духовной и камерной музыки, сочинения для клавесина и органа. Главный источник для биографии Г.: Matheson "Georg Friedrich Händels Lebensbeschreibung, nebst einem Verzeichnisse seiner Ausübungswerke und deren Beurtheilung etc." (Гамбург, 1761).
М. П.
Восемнадцатое столетие в истории музыки особенно замечательно двумя необычайно одаренными композиторами: Г. и Бахом. Оба они довели свободный контрапункт до высшей степени развития. Эпоху Г. и Баха следует считать временем расцвета полифонии. Хотя оба композитора были великими контрапунктистами, но между ними существует разница в направлении. Бах более идеально, более глубоко смотрел на полифоническое сочинение. Сложная полифоническая ткань у Баха не прерывается до самого конца его сочинений, которые требуют от слушателя большого внимания. Г. не держался исключительно контрапунктического стиля. Начиная свое сочинение полифонически, с удивительным искусством сплетая голоса, он вскоре переходил к гомофонии, к простым гармоническим сочетаниям, имея в виду не утомлять слушателя, не держать его долго в напряженном состоянии. Вот почему произведения Г. пользовались гораздо большей популярностью, чем произведения его современника, Баха. Хотя Г. очень много писал для сцены, но его дарование отличалось более лиризмом, чем драматизмом. Бах, писавший для эстрады, выказал гораздо больший драматический глубокий талант, в особенности в оратории "Страдания Христа".
Н. Соловьев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907