Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - геррера
Геррера
(фамилия исп. художн.)
(правильнее де Херрера, de-Herrera) — несколько испанских художников. Из них наиболее известны: I) Франсиско де Г., прозванный Старшим (el Viejo), живописец и гравер (1576—1656), ученик Л. Фернандеса и Пачеко. Он первый сделал попытку освободиться от робкой манеры письма, царившей в то время в Испании, и трактовал свои сюжеты в натуралистическом духе, впоследствии перешедшем от него к Веласкесу. Произведения де Г. свидетельствуют о том, что он владел правильным рисунком, прекрасно знал строение человеческого тела и умел хорошо компоновать свои сюжеты и придавать выразительность головам изображаемых фигур. В отношении светописи он следовал по стопам представителей севильской школы. Из его гравюр известны воспроизводящие его собственные фрески в монастыре Мерседе. Предание гласит, что он был пойман в подделке фальшивых монет, и за это посажен в тюрьму, откуда его выпустили только по приказанию Филиппа IV, при посещении этим государем Севильи. Главные произведения Франсиско де Г.: "Евреи, собирающие манну в пустыне" (в галерее Тринидад в Мадриде; "Апофеоз св. Герменегильда" (в Севильском музее); "Страшный суд" (в севильской церкви св. Бернарда), "Евреи, ловящие перепелов", в Лувре). — 2) Франсиско де Г., по прозванию Младший (el Mojo), живописец и архитектор, сын предыдущего (1622—85). Учился сначала у своего отца, а потом отправился в Рим, где подпал влиянию маньеристов. Картины, отличающиеся изысканностью колорита, изображают главным образом цветы и рыб, вследствие чего художник получил в Италии прозвище: lo Spagnuolo degli pesci. После смерти своего отца возвратился в Севилью и здесь был избран 2-м президентом Акад.; но не желая стоять ниже знаменитого Мурильо, отправился в Мадрид, где исполнил образ св. Герменегильда для главного алтаря црк. монастыря босоногих кармелиток (ныне в Мадридском музее), расписал потолок хора в црк. St. Eelipe el Real и несколько позже купол капеллы Аточской Богоматери. За последнюю из этих работ получил титул придворного живописца. В 1681 г. был сделан главным наблюдателем за постройкой Алькассора и загородных дворцов Прадо, Кампо и Буэн-Ретиро. Впоследствии им построена црк. Богородицы дель Пилар, в Сарагосе. — 3) Хуан де Г., архитектор, род., вероятно, в 1530 г.; изучал философию и политич. науки в Вальядолиде; посетил Брюссель и Италию, где занимался изучением математики и строительного искусства. После смерти Хуана Толедского продолжал начатую им постройку Эскориальского дворца. К числу главных его сооружений принадлежат црк. этого дворца, собор в Вальядолиде и мост в Сеговии. Применяя с искусством теорию Витрувия ко вкусам своего времени, он умел придавать своим гражданским сооружениям величественность, а церковным постройкам мистический характер. — 4) Себастьян де Г. Барнуэво — живописец, скульпт., архит. и гравер (1619—1671), ученик своего отца, Антонио, по скульптуре и А. Кано — по живописи; работал преимущественно для Эскориальского дворца, который и был им достроен. Картины его отличаются верностью рисунка и теплым тициановским колоритом. Из них наиболее известны: "Св. Варнава" (в Эскориале) и "Странствующие музыканты" (в Лувре).
Σ. А. А. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907