Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гиляров алексей никитич
Гиляров алексей никитич
проф. философии, сын публициста Н. П. Гилярова-Платонова, род. в Москве в 1856 г., где кончил Унив.; был прив.-доцентом по философии в том же Университете, в 1887 г. переведен в Киевск. унив. В своих первых трудах: "Платонизм, как основание современного мировоззрения, в связи с вопросом о задачах и судьбе философии" (М., 1887) и "Значение философии" (Киев, 1888), Г., под влиянием изучения истории философии, обнаруживает отрицательное отношение к философии, как науке. Философия есть лишь, вызванная стремлением нашего духа к высшему удовлетворенному единству, попытка примирить две вечно враждующие в нашей жизни истины — истину ума и истину сердца. Из всех философов самым ярким представителем такого взгляда служит Платон, и Г. сделал его центральным пунктом своих занятий философией. В Платоне философский гений достиг наибольшей высоты; все дальнейшие системы были или переработкой учения Платона, или эклектизмом из предшествовавших ему учений. Такое увлечение Платоном сказалось и на чисто историческом труде Г.: "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции" (М., 1888, магистерская диссерт.). Вопреки господствующим взглядам, Г. думает, что Платон не уступает Аристотелю в достоверности сообщаемых им сведений. Извращать известия о софистах Платону не позволяли ни общие его взгляды, ни обычные его приемы, и если сведения Платона о других философах, помимо софистов, вполне достоверны, то почему же думать, что про софистов он выдумывал небылицы? В последнем труде в Г. заметен поворот к признанию за метафизикой научного значения. Истина, по его мнению, лежит в совмещении платонизма с учением о развитии.
О Г. см. Э. Радлов, "Русские работы по истории греческой философии" ("Ж. М. Н. Пр.", 1890, 4); А. Козлов, "Новейшее исследование о Платоне" ("Вопр. филос. и психол.", кн. 11).
Я. Колубовский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907