Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - горнфельд аркадий георгиевич
Горнфельд аркадий георгиевич
критик-теоретик. Род. в 1867 г. Окончил курс в Харьковском унив. по юридическому факультету, но вместе с тем изучал на филолог. факультете теорию словесности под руководством Потебни; позже занимался в Берлине вопросами литературного творчества под руководством Лацаруса и Гейгера. Журнальную деятельность начал в "Русск. Богатстве", где состоит постоянным сотрудником критического отдела, а последние годы членом редакции. Более крупные его статьи: "Забытый писатель" (Кущевский, 1895, 12); "Критика и лирика" (1897, 3); "И. И. Дитятин" (1896, 2); "Поль-Луи Курье" (1898, 5 и 6); "Муки Слова" ("Сборн. Русск. Богатства", 1899), "Памяти Герцена" (1900, 1); "Теория и практика изучения литературы" (1901, 1); "Русские женщины Некрасова в новом освещении" (1904, 4); "Экспериментальное искусство" (1904, 7). Принимает также участие в "Журнале для Всех", "Восходе" и "Сыне Отечества", где заведует литературным отделом. В настоящем Словаре написал множество статей об иностранных и русских писателях и наиболее крупные статьи по вопросам теории словесности (главные — "Поэзия" и "Поэтика"). В изд. соч. Шиллера под редакцией С. А. Венгерова ему принадлежат, кроме нескольких переводов, пояснительные примечания и "пояснительный историч. словарь к худож. произведениям Шиллера". Г. — критик-аналитик. Главные литературные интересы его — в сфере эстетики. Это, однако, не та старая эстетика, которая брала на себя направлять творчество писателя и обыкновенно запрещала ему касаться всего, что выходит за пределы "чистого искусства". Г. занимает эстетика научная, ничего не предписывающая и только объективно анализирующая. С внешней стороны это как будто воскрешение старой риторики, потому что автор очень много занимается чисто внешним выражением поэтического творчества, теми "муками слова", которые неизбежны при всякой формулировке серьезной мысли и серьезного настроения в сжатой и изящной форме; но в действительности им только выясняется органическая связь литературного творчества, как явления языка, со всей совокупностью психологических и социологических основ искусства.
С. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907