— Демократическое движение последнего века было всецело направлено к ослаблению всемогущества центральной государственной власти и к превращению ее из орудия привилегированного меньшинства в орудие народа. Постепенное осуществление каждого из этих положений вызывало на свет новые политические принципы и учреждения. Потребовалось более прочное и устойчивое установление широкого самоуправления, свободы слова, собраний, союзов, коалиций, печати, публичность заседаний парламента, сохранение независимости входящих в состав государства национальностей и т. п. Наряду с борьбой за парламентские учреждения развивалась борьба за осуществление всеобщего избирательного права, с коррективами, обеспечивающими свободу партий и национальностей. В теории основной задачей новых учений о Г. явилось постепенное уничтожение когда-то безусловного противоположения между индивидом и Г. Уничтожению этого антагонизма, допускавшего существование самостоятельной индивидуальности Г., с собственными целями и стремлениями, способствовали, главным образом, успехи научного социализма и возрождение школы естественного права. Индивидуализм, еще недавно казавшийся исчерпывающей политической теорией, перестал удовлетворять современную политическую мысль, не ограничивающую назначение Г. правовой защитой и отказывающуюся признавать в правовом Г. идеал индивидуальной свободы (Dunoyer, "Libert é du Travail"; H. Spencer, "The principles of ethics"; Beaussire, "Les principes du droit"; Beudant, "Le droit individuel et l'Etat", 1891). Народное рабочее Г. рисуется представителям научной социалистической мысли (Anton Menger, "Neue Staatslehre") идущим на смену индивидуалистическому и насильственному Г. Основные тезисы либеральной школы: признание превосходства свободных учреждений и, в частности, парламентского режима, принцип невмешательства Г. в экономическую и моральную области, признание гармонии между свободой и демократией — не удовлетворяют последователей "нового учения о государстве", усматривающих в свободе договорных форм экономической жизни порабощение неимущих классов, в практической деятельности свободных учреждений — поддержание институтов, служащих интересам привилегированных классов общества. Сторонникам новой школы Г. представляется в виде культурного предприятия, не имеющего цели вне конкретных нужд большинства (Каутский, Менгер). При таком взгляде вопрос о суверенитете, как о внешней силе единства, теряет большую часть своего значения. Наряду с новыми течениями современной политической мысли доживают воззрения старых школ, подновляемые разнообразными поправками. Так П. Леруа-Болье ("L' état moderne et s es fonctions", 1890) защищает главнейшие тезисы экономистов. Г. представляется ему в виде огромного общества взаимного покровительства, сходного с частными торгово-промышленными предприятиями, с той лишь разницей, что последние ограничены тесными пределами, Г. же охватывает всю массу граждан. К двум первичным функциям Г. — внешней защите и организации правосудия — Леруа-Болье прибавляет участие в деле прогресса. Фуллье ("La science sociale contemporaine") возобновляет теорию договорного организма; последователи государственного социализма в Германии (Ch. Andler, "Les origines du Socialisme de l'Etat en Allemagne", П., 1897) стремятся централизировать все экономические силы в руках государства. Наибольшей рельефности различие взглядов представителей разных направлений достигло в вопросе о государственном вмешательстве. Сторонники реакционной мысли отстаивают старые ограничения хозяйственной деятельности и в цеховой организации, системе монополий, концессий и т. п. видят залог прогресса военно-государственной силы; сторонники радикальных взглядов признают лишь применение коллективистического принципа и рассматривают Г. как одно из средств осуществления народного блага; наконец, катедер-социалисты, относясь с недоверием к принципу самопомощи, как основанию общественной жизни, обращаются к Г., как к единой централизирующей силе.
Литература. Jellinek, "Das Recht des modernen Staates" (русский перевод: "Право современного государства", СПб., 1903); Pollock, "An introduction to the history of the science of politics" (Л., 1893); Rehm, "Geschichte der Staatsrechtswissenschaft" (1896); Rehm, "Allgemeine Staatslehre" (1899); Franck, "R éiormateurs et publicistes de l'Europe, dix-huitième siècle" (1893); Koch, "Beiträge zur Geschichte der politischen Ideen" (I — II, 1892—1896); H. Michel, "L'idée de l'état. Essai critique sur l'histoire des théories sociales et politiques en France depuis la ré volution" (П., 1895; есть русский перевод); Anton Menger, "Neue Staatslehre" (русский перевод: "Новое учение о государстве", СПб., 1905); "Конституционное государство", сборник статей, изд. И. Гессена и А. Каминки (СПб., 1905).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907