Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - грации
Грации
(Gratiae) — римское, теперь общеупотребительное название греч. богинь харит (χάριτες), ρ именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Их происхождение, имена и число по разным авторам различны: то они дочери Зевса и Геры или Зевса и океаниды Эвриномы, то дочери Гелия и Айглы, то Бахуса и Афродиты. Гомер не называет их по именам и не приводит их числа; в Илиаде говорится о Пазифее как "одной из младших харит". По Гезиоду, их было три: Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье) и Эвфрозина (радостное настроение, веселье). Служение харитам было, по преданию, введено в Беотии царем Этеоклом: отсюда оно перешло на Геликон и в другие страны Греции. По Павзанию, в некоторых местностях Греции были только две Г.; Пиндар говорит о трех Г. и называет их так же, как Гезиод. Как богини прелести и красоты, Г. принадлежат к свите Афродиты; они сопровождают и Пейфо, богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них последние не могли бы ни действовать, ни пленять. Распространяемое Г. веселье относится не к области чувственной жизни, но духовной; наслаждения музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретают благодаря Г. особую прелесть и красоту, так что поэты говорили, что не желали бы видеть Афродиту или муз без Г. Произведения пластического искусства также находятся под покровительством Г., и еще у Гомера одна из харит называется женой Гефеста. Храмы Г. находились почти во всех значительных городах. В честь их устраивались и праздники, например, в Орхомене, где состязались певцы и поэты. Первоначально, в глубокой древности, статуями Г., как и других божеств, были лишь голые камни; так, находившиеся в орхоменском храме и упавшие, по преданию, с неба камни были посвящены Г. Искусство изображало их сначала в одежде; такова золотая статуя Г. в Смирне, в храме Эвменид, и стоявший при входе в Акрополь мраморный рельеф, копии с которого находятся в Ватикане, Афинах и др. По мере развития искусства одеяние их делалось все более легким, пока, наконец, при Праксителе оно совсем не было снято. Позднейшее греческое искусство изображало Г. в виде группы трех стройных, цветущих, девственных женщин, с миловидными чертами лица, нежно обнимающих друг друга. Эта группировка, приданная и Кановой своему знамен. произведению, стала для Г. характерной. Определенных атрибутов у Г. не было; то им давались цветы: лилия (символ лета), миртовая ветвь (символ любви), чаще всего роза (символ красоты), — то музыкальные инструменты или игральные кости. В Риме Г. никогда не были предметом религиозного культа; только вследствие подражания греческому искусству и поэзии их стали почитать художники и поэты. Ср. Краузе, "Die Musen, Grazien und Horen" (1871); Роберт, "De Gratiis atticis" (в "Commentationes in honorem Mommseni" 1877).
И. К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907