Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - грифиус андрей
Грифиус андрей
или Гриф (Gryphius, Gryph или Greif, 1616-1664) — популярнейший нем. драматург своего времени. Уже в 1637 г. пфальцграф Георг ф. Шенборн, в доме которого Г. был домашним учителем, короновал его в императорские поэты. После смерти своего покровителя он за неосторожные стихи должен был удалиться в Голландию и лишь в 1647 г. вернулся на родину. В 1650 г. он получил место синдика княжества Глогау. Своим современникам Г. казался чудом учености; он знал 11 языков, читал лекции по разнообразнейшим предметам (анатомии, астрономии, истории, математике, логике, древностям и др.) и занимался хиромантией. Ужасы Тридцатилетней войны, скитальческая жизнь, масса лишений и неудач, к которым присоединились еще страдания за горячо любимую родину, выработали в Г. мрачный взгляд на жизнь; утешения он искал в религии. Последнее особенно отразилось на его сонетах и духовных одах, в которых Г. далеко превзошел своих современников. Даже в его лирических произведениях, внесших чувство и фантазию в тогдашнюю нем. искусственную поэзию, любви и наслаждению отведена самая последняя роль, Г. известен также как сатирик. Главная заслуга Г. в истории немецкой поэзии — его талантливые драматические произведения, упрочившие за ним имя "отца новейшей нем. драмы". Рядом с богатством фантазии и силой выражения, в них масса преувеличений и напыщенной риторики. Автор стремился соединить ученую драму с народной. Сюжеты он брал не из мифологии и древнейшей истории, а из истории более близкой. Из его трагедий особенно известны: "Leo Arminius" (1646); "Katharina von Georgien" (1647); "Cardenio und Celinde" (1647); "Die ermordete Majestät oder Carolus Stuartus" (1649), "Papinianus" (1659) и др. Гораздо выше стоят и несомненный характер народности носят его комедии. Они написаны прозой и изобилуют комизмом и сатирическим элементом. "Peter Squenz", сюжетом которой послужил эпизод из "Сна в летнюю ночь" Шекспира, хорошо осмеивает педантизм и нищенствующую поэзию того времени; "Horribilicribrifax", в которой на сцену выводятся два типа хвастливых воинов, довольно верно выражает нравы эпохи. Еще ближе к народной комедии его веселая и хорошо построенная пьеска "Die geliebte Dornrose". Лучшие и полнейшие издания его многочисленных соч. появились в 1657, 1663 и 1698 г. в Бреславле (послед. изд. сделано его сыном). Трагедии, комедии и лирич. произведения его изданы Пальмом (1879-85), избранные пьесы и стихотворения — Титманом (в "Deutsche Dichter des XVII Jahrh." 1871), Тиком (в "Deutsches Theater" 1817) и др. Ср. Herrmann, "Ueber A. G." (1851); Klopp, "A. G. als Dramatiker" (1852). Старший сын Г., Христиан (1649-1706), издал сборник лирических стихотворений под загл. "Poetische Wälder" (3 изд. 1718); они далеко уступают лирическим стихотворениям его отца. Большее значение имела его научные работы: "Kurzer Entwurf der geistlichen und weltlichen Ritterorden" (1697), "Gedächtnisschriften" (1702) и др.
И. К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907