Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гусев сергей иванович

Гусев сергей иванович

талантливый беллетрист, пишущий под именем Гусев-Оренбургский. Род. в 1867 г. в Оренбурге. Отец его, по происхождению казак, был чиновником, затем торговцем, быстро разбогател, столь же быстро разорился, и Г. пришлось оставить гимназию и сидеть в лавке. Под влиянием народнической литературы и особенно Глеба Успенского, Г. поступил в народные учителя, а затем, "непосредственно осуществляя далее свою цель служения деревне", — в сельские священники. "В священниках, — говорит он, — я пробыл шесть лет. Эти шесть лет были временем тяжелого самоопределения, разочарований и жестокого анализа". В 1898 г. Т. сложил с себя духовное звание. Помещал рассказы в разных период. изданиях; в "Киев. Газете" два года вел фельетон ("провинциальные мотивы") под псевдонимом "Мистер Доррит". В 1903 г. товариществом "Знание" выпущен сборник рассказов Г., создавший ему литературное имя. Некоторые из этих рассказов переведены на чешский яз. Stin'ом. В своих рассказах Г. рисует почти исключительно Оренбургский край и отчасти Сибирь ("На родину"). Поэтому иной раз рассказы его принимают этнографический характер; кроме уральских казаков на сцену часто появляются киргизы, татары, мордва, башкиры. Общий уклад, однако, вполне всероссийский. Гусев — по преимуществу бытописатель сельского духовенства. В житье-бытье "духовных отцов" господствует напряженнейшая забота о материальном благополучии, о том, чтобы требы оплачивались по возможно высокому тарифу, чтобы прихожанин не надул и вместо гуся не всунул бы курицы. Нет и тени стремления к тому, чтобы приобрести влияние на прихожан. Всякая обязанность, не связанная с вознаграждением, рассматривается как невыносимая обуза. Священник ("Худая Молва") уговаривает мужиков устроить у себя земскую школу, а не церковно-приходскую, потому что в последней ему придется учить даром, а земство платить будет за преподавание Закона Божьего. Даже в добром деле ("Отец Памфил") священник, выручающий бедного казака из лап всесильного атамана, все-таки выговаривает себе, что спасенный даром уберет ему сено. Священник, только что присутствовавший при том, как вынули человека из петли ("Злой дух"), тотчас же, как удавленник немножко отошел, требует с него курицу. И это еще священники безусловно добродушные. Злой и мстительный батюшка выжимает из мужика такую контрибуцию, что тот только ахает ("Кахетинка"). О пастырях, которые на первый план поставили "правду", а не собирание денег за требы, говорят как о чудаках и фантазерах ("Пастырь добрый"). Идеалиста-священника ("Идеалист"), по-евангельски относящегося к своему призванию, своя же братья сживает со света. Круг интересов поражает своею низменностью; радости жизни сводятся к одному центральному пункту — выпивке. Г. всего менее, однако, обличитель во что бы то ни стало. Неизменно в черном свете он выставляет только духовную бюрократию — консисторию и архиереев; в портретной галерее сельских батюшек, наряду с пастырями, смотрящими на свою деятельность исключительно с хозяйственной точки зрения, у Г. нет недостатка в типах светлых и даже умилительных. Крайне неприглядную картину рисует Г. и в рассказах, изображающих народную жизнь. На сельских сходах царят мироеды и кулаки; нищие мужики за четверть водки дают свое согласие на что угодно. Духовным силам нет возможности развиться правильным путем; сильные и даровитые люди из народа, под влиянием нужды, мирской обиды и особенно порки, уходят в конокрады, становятся убийцами, лишают себя жизни. Крупный шаг вперед по сравнению с колоритными и талантливыми, но все же довольно однообразными рассказами Г.-Оренбургского о сельских батюшках и их выпивках, представляет собой самое крупное и по объему произведение его — "Страна Отцов" (в IV т. сборника "Знания", СПб., 1905). Фон тут прежний — все то же окраинное духовенство, но на этом фоне автор сумел набросать широкую картину обществ. подъема последних лет. По форме "Страна Отцов" произведение странное; сам автор отказался причислить его к какому-нибудь определенному литературному роду. Это не рассказ, не очерк, не повесть, даже не исключительно беллетристика. Автор-реалист, точно в драме XVIII века, не стесняется на пространстве нескольких дней провести целый ряд крупнейших жизненных и психологических перемен. Да и вообще в его полусимволической картине нарождения нового общественного настроения мало забот о полном реализме и очень много публицистических отступлений. Тезисом "Страны Отцов" служит изречение Ницше: "Изгнанниками должны вы быть из страны отцов ваших. Страну детей ваших должны вы любить". Полусимволически, но все-таки ярко автор показывает, как "новая сила какая-то выросла в жизни". Перерождающийся из хозяйственного батюшки в активного народолюбца о. Иван Гонибесов с изумлением видит нарождение новой породы людей, "пламенных как Маккавеи".

С. Венгеров.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гусев сергей иванович
Значение слова гусев сергей иванович
Что означает гусев сергей иванович
Толкование слова гусев сергей иванович
Определение термина гусев сергей иванович
gusev sergey ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины